Новости культуры российских регионов
25 июня 2013
Северо-Запад

В театре должна быть конкуренция

Спектакль третьекурсников актерского отделения Петрозаводской государственной консерватории «А зори здесь тихие…», сыгранный на Малой сцене Национального театра РК, стал одним из главных событий сезона.
Сцена из спектакля

Студенты еще продолжают обучение, а консерватория  уже открыла новый набор.  Сергей Пронин  и Андрей Дежонов рассказали, зачем это нужно театрам и будущим актерам.

Сергей Пронин, заведующий кафедрой основ актерского мастерства Петрозаводской государственной консерватории: – Вообще-то для профильного вуза обычная ситуация, когда есть набор сразу на первый, второй, третий и четвертый курсы. А в нашем вузе это впервые. На нынешнем курсе у нас 12 бюджетных мест, на новый набор выделено 8. В результате конкурса мы наберем 15 человек. Тем, кто в первых рядах, естественно, предлагают бюджетные места, остальным  предлагают учиться на платной основе.  Или учиться в качестве кандидата.  Кстати,  по закону, если человек не имеет высшего образования и учится платно,  то он может потом перевестись на бюджетное место.

– Главный вопрос,  когда узнают, что вы набираете актерский курс, ожидаемый:  куда выпускники пойдут работать?  

Андрей Дежонов, главный режиссер Национального театра Карелии, педагог кафедры основ актерского мастерства Петрозаводской государственной консерватории: – Нельзя давать театру стареть. Должно быть молодое пополнение, чтобы не засыпать, чтобы была конкуренция, чтобы поджимали снизу, чтобы у некоторых не было заблуждения, что они всегда будут играть Снегурочек или принцесс. То есть не должно быть так, потому что, во-первых, это неправильно, во-вторых, артисты из профессии потихонечку уходят в силу переутомления, нежелания развиваться дальше. Когда человек останавливается, он начинает деградировать, положиться на него нельзя. При этом система наша такова, что избавиться от них мы не можем. Мужчины уходят по своим причинам, в основном зарабатывать деньги – семья, дети. Женщины уходят рожать детей.

– Если всё так сложно, да еще и стипендия в вузе маленькая, чем же вы можете привлечь абитуриентов? Зачем им учиться актерскому ремеслу?

Сергей Пронин: –  Чтобы получить профессию.  Её сложно получить даже в столицах,  не потому, что там не хватает вузов, – их как раз очень много, они расплодились просто с огромной силой. Но не хватает педагогических кадров, а все курсы очень раздутые. Если раньше на курсе обучалось порядка 20 человек, то сейчас иногда и по 50. Некоторые студенты в театральных столичных вузах не могут месяцами не то что пообщаться с мастером, а даже выйти на сцену!  На периферии,  в театрах и в учебных заведениях, все-таки процесс законсервировался, творческий процесс остается творческим,  а не так, что люди прибегают со съемок, потом убегают на съемки. Здесь остается творческая атмосфера для того, чтобы спокойно что-то можно было сделать. Это касается и системы обучения. У нас больше возможностей отдавать себя и свое время для обучения студентов.

Андрей Дежонов:  – И потом в столицах молодые актеры в основном  будут сидеть в «кордебалете»  Александринки и  «бегать в табуне» в БДТ. А здесь наши третьекурсницы уже играли главные роли.   

Сергей Пронин: – В любом случае, если после выпуска они считают нужным работать здесь или поехать куда-то ещё, – пожалуйста.  Они получили всё, что, наверное, можно получить на данном этапе.  Вот это большое преимущество.

–   Меня поразило в студенческом спектакле «А зори здесь тихие…» чувство правды, подлинности даже в деталях...

Сергей Пронин:  –  Это и есть наша задача, как раз на третьем курсе показать, насколько студенты овладели базовыми навыками.  Правдоподобие, стремление жить в характере… Вот это всё  – цель нашей школы.

Андрей Дежонов:  – Они доказали, что этот экзамен сдали.

–  Петрозаводской консерватории, может быть, стоит  готовить актеров, как и музыкантов,  для всего Северо-Запада?

Сергей Пронин:  –   Так оно на самом деле и есть. У нас же выдаётся диплом общероссийского образца.  Человек может получить в консерватории диплом об образовании актёра и уехать работать в Москву,  в Лондон,  в Париж,  в Красноярск,  в любой город.  Это уже зависит от него, от его способностей.

До 5 июля в Петрозаводской консерватории проходят консультации, принимаются документы. С 5 по 15 июля –  творческие конкурсы.  Все три тура пройдут на малой сцене Национального театра.