Новости культуры российских регионов
21 июня 2013
Поволжье

Две школы современного искусства показали «ученическую выставку»

В галерее «Виктория» встретились два основных «бренда» современного искусства – перформанс и абстракция.

Случилось это на отчетной выставке двух курсов, работавших при галерее, – школы «Quadro» Оксаны Стоговой и «Мастерской акционизма» Сергея Баландина и Анны Коржовой.

Школа «Quadro» современного художника Оксаны Стоговой  в разных формах действует более пяти лет. На занятиях художница пытается передать желающим основные открытия изобразительного искусства XX века, основанного не на воспроизведении предметов и пейзажей, а на мышлении формами и цветами. Работы студентов курса демонстрируют практически весь «алфавит» абстрактного искусства: эксперименты с цветом, с графикой, с коллажными техниками. Здесь и попытки в духе кубизма изобразить предмет сразу со всех сторон, абстрагировать впечатления от городского пейзажа до композиции цветовых пятен, наконец, изобразить музыку, состояние и т.п.

По словам самой руководительницы курса, для нее главным было раскрепостить своих подопечных, спровоцировать их на более непосредственное выражение мысли. «В создании произведения участвует все тело, разным способам дыхания соответствуют разные типы рисунка», - объясняла Стогова.

Судя по отзывам самих участников курса, этой цели художнице удалось добиться, и участники «Quadro» усвоили не только несколько приемов рисования, но и определенный способ существования и восприятия мира, который пригодится им вне зависимости от того, будут ли они в дальнейшем заниматься искусством или нет.

«Мастерская акционизма» в Самаре появилась еще раньше по инициативе художника Сергея Баландина. Вместе с художницей Анной Коржовой он предложил слушателям мастерской начать освоение практик перформанса. Первые занятия, проходившие зимой и весной, были посвящены интерпретации акций знаменитой московской группы «Коллективные действия». Следуя традициям классиков концептуализма, участники курса выезжали за город, где и проводили собственные вариации на темы перформансов московской группы. На выставке была представлена документация этих акций с развернутыми аннотациями. Долго идти по полю, наконец, встретить перешедшего дорогу человека и получить свидетельство о том, что ты участвовал в акции – подобные нарочито простые действия размывают границу между искусством и жизнью, помогают включить в поле внимания вещи, на которые человек обычно не обращает внимания, потому что думает, что «и так их знает». Как и художники «Коллективных действий», участники школы акционизма учились не столько действовать, сколько наблюдать за собой и «вчувствоваться» в окружающий ландшафт. Этот опыт освоения русского пейзажа они и продемонстрировали на выставке, создав довольно простое пространство – но со своими тропинками, знаками, которые нужно суметь прочесть, и даже «сакральной точкой», встав на которую, начинаешь видеть сквозь стены.

На взгляд АКИ, не стоит недооценивать эту как бы «ученическую» выставку – она свидетельствует о том, что современное искусство и в провинции может быть не только «непонятными объектами для рассматривания», но и доступным «обычному человеку» способом жизни. Причем интересной жизни.