Новости культуры российских регионов
13 июня 2013
Северо-Запад

Роттердамские сюрпризы

Встреча с Роттердамским камерным оркестром оказалась настоящим подарком завершившегося фестиваля «Белые ночи Карелии».
Оркестр Sinfonia Rotterdam и Конрад ван Альфен на фестивале «Белые ночи Карелии»

С главой оркестра Sinfonia Rotterdam Конрадом ван Альфеном в Петрозаводске уже знакомы, он был у нас в 2010 году.  И все же новая встреча представила этого удивительного музыканта по-новому. В работе с родным коллективом, который он сам создал в 2000 году, выпестовал и превратил в явление незаурядное в современной исполнительской культуре, дирижер раскрылся новыми гранями. Высококлассных камерных оркестров сейчас в мире много, а потому сделать его заметным, с «лица необщим выраженьем», каким он является, может далеко не каждый руководитель. Ван Альфену это удалось.

Почти всё в программе концерта удивляло, начиная с качества звучания оркестра: его наполненный объёмный звук, богатый красками, подчас создающий эффект симфонического размаха, высокое ансамблевое качество услышишь не в каждом коллективе.

Концерт открылся исполнением произведения нидерландского композитора Лекса ван Делдена (1919 – 1988), музыка которого нам практически незнакома. Оркестр исполнил произведение под названием Trittico, напоминающее небольшую симфонию. Рождённое особой культурой, оно прозвучало очень свежо, приоткрыв нам тот неведомый  мир, который  и составляет главное богатство национальной  культуры.

Исполнение Концерта № 17 Моцарта стало огромным художественным откровением, как всегда с участием Евгения Михайлова. Этот пианист уже прочно утвердился в группе лидирующих исполнителей современности, о чем свидетельствует прежде всего его ярко индивидуальный исполнительский стиль, покоряющий в любой программе – и утонченно-камерной, скажем, шумановской, и грандиозно-космической, как «Прометей» Скрябина. Очень естественно сложился его творческий контакт с оркестром и дирижером. Они удивительно чувствовали друг друга, их диалог был общением родственных духовных начал.

Симфония Й. Гайдна № 85 «Королева» – тоже один из сюрпризов, наверняка для большинства слушателей она прозвучала  впервые. Шесть «Парижских» симфоний композитора, создававшиеся по заказу из Франции, стали трамплином к вершине симфонического пути Гайдна – двенадцати «Лондонским» симфониям. Именно в них впервые композитор опробовал некоторые образно-драматургические приёмы, которые затем утвердил в последних композициях. В частности, «Королева» открывается значительным вступлением, особенности которого сложились именно в этом цикле. Образным богатством наполнены медленные части. Имея в виду заказчиков, в «Королеве» II часть, названную «Романсом»,  композитор построил в вариационной форме  на основе популярной французской мелодии La gentille et jeune Lisette.

Сюрпризом стало и завершение концерта, когда на бис зазвучала песня Григория Пономаренко «Оренбургский пуховый платок». С российской культурой Ван Альфен знаком не понаслышке: он работал в России и впитывал то, что привлекало его внимание. Оригинально аранжированная и благодаря этому получившая новые свежие краски, но оставшаяся легко узнаваемой и сохранившая русскую задушевность, она окончательно покорила и привела в восторг слушателей. Харизматичная фигура дирижера еще раз дала почувствовать разность восприятия и трактовки привычных вещей.

Встрече с Роттердамским оркестром мы обязаны году культурного общения России с Нидерландами.