Новости культуры российских регионов
7 июня 2013
Поволжье

В Самаре состоялась премьера «Дамы пик»

В Самарском театре оперы и балета состоялась премьера балета «Дама пик» на музыку Александра Чайковского.

Хореографом-постановщиком стал художественный руководитель самарского балета Кирилл Шморгонер.

Творческий тандем композитора Александра Чайковского и балетмейстера Кирилла Шморгонера возник давно, еще  в Пермском академическом театре оперы и балета. У Александра Чайковского в этом театре были поставлены оперы «Три сестры Прозоровы» и «Один день Ивана Денисовича». Объединяющим же началом для композитора и хореографа стала любовь к музыке Петра Ильича Чайковского. «Меня давно волновала музыка «Пиковой дамы», - говорит Кирилл Шморгонер, - и однажды я сказал Александру, что сюжет этого произведения может быть интересен для балета. Выяснилось, что это и его любимая опера. В итоге я написал сценарный план, либретто, а Александр, опираясь на музыку Петра Ильича, создал свою симфонию. Эта музыка, конечно, современная, несколько авангардная, и таким образом родилась свободная фантазия - балет «Дама пик», с сюжетом, отличным от первоисточников. Скорее между Пушкиным и Чайковским». Премьера балета прошла в Пермском театре двенадцать лет назад. К написанию музыки для балета композитор обращался и прежде - «Ревизор» (1980 год) и «Броненосец Потемкин» (1986 год) для Кировского (Мариинского) театра.

Что касается оперы  «Пиковая  дама», то у Александра Чайковского (кстати, не являющегося родственником Петра Ильича) с ней  связана собственная история. Роковая - как говорит он сам. «Когда-то я написал фортепианную сонату, - говорит композитор, - друг попросил меня сочинить что-то, связанное с Италией, с Флоренцией. Поскольку Петр Чайковский создавал «Пиковую дам» во Флоренции, то я решил написать о Флоренции от имени Пиковой дамы. Эта тема впервые прозвучала в фортепианной фантазии. Балет - это уже третий мой подход к «Пиковой даме». Мне вообще кажется, что, если кто-то соприкоснулся с этой темой, она его не отпустит. Я написал музыку к фильму «Пиковая дама», который снимал Михаил Казаков. Все было готово, но выяснилось, что фильм неудачный, потому что Казаков снимал целиком по пушкинскому тексту, а там, если вы помните, очень мало прямой речи. И когда он практически отснял всю картину, стало понятно, что получилась видеокартинка старого Петербурга. У Казакова был серьезный нервный срыв. Он долго потом не снимал, а этот материал лег на полку. Правда, спустя несколько лет он сделал аудиозапись по произведению Пушкина, где сам читал авторский текст, и в этом аудиоспектакле также звучит моя музыка. В общем, это долгая история и тема действительно роковая».

Сегодняшний балет на сцене Самарского академического театра, по словам композитора и хореографа-постановщика - сильно отличается от того, что когда-то шел в Перми. Изменилась хореография - пермский вариант был в большей степени традиционным. На самарской сцене мы видим серьезные гротесковые партии, для исполнения которых, по словам хореографа, одной «классикой» не отделаешься. Спектакль во многом изменили и сами исполнители. На премьере в главных партиях публика увидела Виктора Мулыгина - Германа, Екатерину Первушину - Лизу и Ксению Овчинникову в роли Графини - Дамы пик. Нельзя не сказать и о сценографии. Действие спектакля разворачивается то в увешанном портретами и зеркалами доме старой графини, то на берегу мрачной, холодной Невы, волны которой временами переливаются в лунном свете или скрываются в зловещем тумане, что только добавляет «Даме пик» мистики. Художником-постановщиком спектакля стал петербургский художник Феликс Волосенков.