Новости культуры российских регионов
7 июня 2013
Центр

Сама по себе

Вышла в свет новая книга воронежской поэтессы.

Юлия Санина, филолог по образованию и поэт по рождению, относится к тому счастливому типу сочинителей, которым  не суть важно, о чем писать – в принципе. Не в том, разумеется, смысле, что, вот, у людей руки  чешутся – они и давай терзать подвернувшийся под них  лист бумаги или судорожно открытую  вордовскую страницу  исключительно процесса ради.... Никак нет!

Для  авторов, подобных Саниной, литературное  творчество – часть натуры, полноценная (и, не исключено, самая широкая) грань альтер эго. Занятия писательской  работой для таких людей столь же естественны, как щебетание для певчих птах или  мяуканье для кошек. Кстати, именно эти очаровательные существа в количестве трех персон попали на обложку новой книги Юлии Саниной «Три чаши весов». Символ независимости, однако…

Остроумие и эрудиция

То же, безусловно почитаемое качество –  независимость (она же – творческая самостоятельность) – на поверхности в стихах Юлии Саниной. Как в тех, что уже не раз выходили к читателю, так и в помещенных в новый сборник: автор, слава Богу, верна себе. О чем бы и в какой тональности ни писала – а поэтесса умеет быть разной – фирменный санинский пофигизм на тему «а кому это понравится» узнает (и, надеюсь, оценит)  даже  не самый искушенный читатель. 

Не занудствуйте – ванна остынет.

Поспешите: мы оба в пыли:

С Моисеем ходя по пустыне,

Мы пустыню полою мели.

Есть последствия: вид нетоварный,

Кожный зуд и синяк на боку…

И Земли этой… обетованной…

Не видать нам на нашем веку.

Способность вызвать улыбку – еще одно славное умение поэта Юлии Саниной. Ее остроумие – опять же, сугубо поэтическое, можно даже сказать – филологическое.  Обычно такой комплимент – и не комплимент вовсе, а указание на вторичность, заданность: дескать, набрал человек, благодаря роду деятельности, профессиональный багаж (начитанность и т.п.) – и крутит-вертит им в творческих своих интересах. Но, во-первых, если сочинитель – не настоящий поэт, никакого чуда такое «кручение-верчение» не сотворит. Появятся, в лучшем случае, трескучие речевки без намека на нерв и живую эмоцию, в худшем – вообще нечто неудобоваримое, не имеющее ничего общего даже с элементарной грамотностью. Нужен поэтический слух, чувство слова для того, чтобы встроить его, это слово, кирпичиком в поэтическое сооружение. У Саниной со слухом – полный порядок. А эрудицию, где она ни проявись, еще никто не отменял…

А не пошли бы вы?..

Юлия работает со словом так, что порой напоминает искусного эквилибриста, не понятно каким чудом прячущего от публики свои секреты. Вроде видишь, как орудует мастер всяческими  «прибамбасами» – ловкость рук и никакого мошенства! – а эффект все-равно получается неожиданным, а то и парадоксальным. Творческая дерзость – вот как это называется: Санина не боится быть первопроходцем в сочетании слов, идей, внутренних состояний и внешних факторов. И, по-моему, даже не задумывается, насколько она первопроходец: просто вслух выговаривает то, что адекватно внутреннему строю – и на тебе…

Пляжный рай  –

                          без возмущений! –

Ощущений не таит,

Вкусов,

            водоизмещений

Кубатуру

                  и кредит…

Море!

         Мэри-Лиззи-Лотти…

Умащенные тала…

Уберите,

               сударь,

                            локти

С плоти «шведского стола»…

С автором Юлией Саниной никогда не скучно – она любую, кажется, ситуацию преподаст оригинально, живо и, как следствие, заразительно. Благодаря чему достигается такое «итого»? Вышеупомянутая эрудиция? Богатый лексический запас? Завидная начитанность? Безусловно. Но, сдается, все же не тут собака (кошки с обложки?) зарыта: образованных филологов много, а поэтов среди них – раз, два и обчелся. Дело в мироощущении. В таланте жить. Извлекать из не самой, может, богатой и дорогой материи  бытия те ее ниточки, сплетения и узелки, которые есть средоточье личных реакций, рефлексов и т.д. Воспринимать себя, короче, неотъемлемой частью мироздания: да, можно и нужно временами замуровываться в герметичной скорлупе одиночества, но настоящему поэту в ней не усидеть. Он не может без диалога с себе подобным – то бишь, с читателем. Необходимо ж быть услышанной! Недаром в тестах Юлии – куча прямых обращений. Даже откровенное ерничание, обаятельное  и грациозное, не отменяет желания, скажем так, чисто человеческого контакта.

Влитой мундир,

                           зело помпезный!..

Каскад надраенных наград!..

А не пошли бы Вы, любезный,

Со мной на местный маскарад?

Ваши проблемы

Лирики, причем подчеркнуто женской, в книжке тоже хватает: куда без нее, если ты – поэтесса? Впрочем, и тут не без  фирменной санинской  ухмылки: Юлию хлебом не корми – дай поиронизировать над собой, любимой. Признак личностной состоятельности (без которой поэта нет) – улыбаться, независимо от того, что происходит в твоей, отдельно взятой судьбе. Мужество (а никак не нытье) – дело, в том числе, и бабье…

Случаются, впрочем, «общелирические» настроения – и отражаются в стихах.

Откуда легкость эта у Луны?

А бледные крахмальные покровы?

Больные в полнолуние больны,

Здоровые немного нездоровы.

Еще момент – и тоже принципиальный: словарь. Мало кому из даже известных, маститых литераторов   удается органично  включать в сочинения образцы новояза: инородными телами выглядят  такие словечки, если вообще выглядят. А Санина – может! И никакой, опять-таки, натуги не чувствуется, никакой искусственности. Это – к вопросу о  чувстве слова.

Поведали стрелки, что час отсекут –

Такая досада!

Но пала на стопку нелепых секунд

Минута-монада:

Ей свежей эпохи достался ломоть –

Классический бонус;

Не смог вожделения к ней побороть

Космический Хронос…

Вернусь к тому, с чего начала: поэтический дар бывает каким угодно. Можно талантливо следовать самой что ни на есть строгой традиции – и выглядеть преоригинальным. Можно яростно ломать каноны – и зарабатывать дивиденды  исключительно на этом. Юлия  Санина (которую, кстати, недавно приняли в Союз российских писателей), кажется, далека от обоих означенных путей: она пишет так, как пишет только она. Без оглядки на не дремлющих оппонентов. Которым, кажется, творчеством своим говорит: нравится, не нравится – ваши проблемы, господа…