Новости культуры российских регионов
5 июня 2013
Сибирь

150 мгновений и вся жизнь

Первая официальная выставка легендарной группы «ТРИВА» открылась в Томском областном художественном музее.

«В чем сила, брат»? – спрашивал герой культового фильма Данила Багров и сам же отвечал: в правде. В правде, точнее в документальности, сила фотографий, сделанных в конце 70-х-начале 80-х новокузнецкими фотографами Владимиром Воробьевым, Владимиром Соколаевым и Александром Трофимов

На рубеже 70-х –80-х годов они работали в кинофотообъединении при Кузнецком металлургическом комбинате (Новокузнецк). В его недрах и возникла первая в СССР официально зарегистрированная творческая  группа фотографов со своим уставом и манифестом - «ТРИВА». Имена участников образовали название группы, которая участвовала во многих городских, областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках … и стала первой запрещенной группой фотохудожников.

- Для нас открытие выставки «Манифест «ТРИВА» – во многом трогательное событие, - заявила Анна Терешкова, директор Сибирского филиала ГЦСИ. – Говорят, что современное искусство непонятно, что  занимается чем-то не тем, и вот мы обратились к искусству 70-х годов. Когда я увидела эти фотографии впервые, я запомнила каждую из них на всю жизнь. Это есть настоящее искусство. Но поразительно другое. За свое мастерство авторы не раз были отмечены различными премиями и победами в различных конкурсах. Однако выставка, открывшаяся в зале Томского художественного музея – первая официальная выставка «ТРИВА», состоявшаяся при поддержке государства. И мы выпустили первый официальный каталог. Группы «ТРИВА» уже нет, каждый из фотографов работает сейчас в другом стиле. Но их искусство живет.   

В экспозиции представлено 150 фотографий разных лет. Это 150 сюжетов, 150 остановленных мгновений и вся жизнь советского народа. В частности, того народа, что жил в Новокузнецке, либо в ближних к «городу-саду» деревнях, работал на прославленном Кузнецком металлургическом комбинате, в свободное от работы время пел в городском хоре, ходил в театр, участвовал в спортивных состязаниях, принимал роды, лечил и учил детей, обедал прямо на пашне. Спустя десятилетия  правда тех снимков  не девальвировалась,  не исчезла, не померкла, но приобрела важное качество – она стала художественной.

Художественная правда эпохи позднего Брежнева зафиксирована на черно-белых фотографиях с такой подробностью, с такой предельной честностью и любовью, что создается психологический эффект погружения в недавнее прошлое. Кажется, что чувствуешь на зубах песок и угольную пыль, которую несет на тебя поток внезапно поднявшегося ветра, глухо, невнятно, но слышишь детскую речь детей 70-х, играющих в «резиночку», ощущаешь экзистенциальное одиночество в толпе родителей, которые ждут свидания со своими детьми, стоя перед железной решеткой пионерского лагеря. И у тебя также болит поясница и ноги, как у пекарей, которые в обеденный перерыв в изнеможении отдыхают в пекарне. И ты видишь себя в толпе, которая ликует во время демонстрации под портретом великого вождя, хотя все в нем заметили непорядок: ноги есть, а головы нет.

Репортажные снимки – это особое мастерство увидеть завершенный сюжет в непрерывном течении жизни. Не только увидеть, но и остановить мгновение особым способом. Этот собственный подход к отражению действительности - отсутствие спецофотобработки, отсутствие спецкадрирования и ретуши – отчасти заимствовали у великих предшественников – Родченко и Дзиги Вертова, но большей частью изобретали сами.

Владимир Соколаев писал об этом так: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50 мм объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение "окна в событие". Метод погружения в событие стал основным способом съемки.  А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией.  Через какое-то время от печати с перфорацией отказались,- слишком "художественно",- а печать с полного негатива сохранили до сих пор…»

Документальный метод, провозглашенный «ТРИВА», испугал партийных функционеров и органы госбезопасности, когда репортажные снимки, сделанные в цехах КМК, сибирских деревнях, культурных, медицинских и спортивных учреждениях Новосибирска, были отправлены на международные конкурсы за границу. «ТРИВА» стало первым запрещенным органами госбезопасности и партийным руководством творческим объединением в СССР. 

В 1982 году сначала начались проверки группы партийными органами, против «ТРИВА» выступили местные фотографы, реальной была угроза обысков. Большую часть архивов группы пришлось уничтожить. По настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы «ТРИВА» была аннулирована, а администрация Кузнецкого металлургического комбината  заменила весь творческий состав кинофотолаборатории.

Официально группа «ТРИВА» просуществовала с апреля 1981 по конец января 1982 года - меньше года,  оставив значительный след в репортажной фотографии.

- Когда к нам пришли серьезные «гости», мы честно сказали, что снимки на конкурсы посылали с разрешения партийной и профсоюзной организаций. Поэтому к нам никаких претензий не могли предъявить. Претензию выразила одна из «послов»: «Ваши снимки, появившись за рубежом, искаженно представляли советскую действительность», - вспоминает Владимир Соколаев.

В Томский областной художественный музей  на открытии выставки «Манифест «ТРИВА», которая открылась благодаря поддержке Сибирского филиала Государственного центра современного искусства, приехали Владимир Соколаев и Александр Трофимов. Владимира Воробьева, увы, не стало в 2011 году.

- Только сейчас я понял, в чем прикол этой фотографии. Это же «Танец маленьких лебедей»! – сам себе удивляется Евгений Иванов, фотограф и куратор выставки.

Конечно, он как штатный фотограф Новосибирского театра оперы и балета всю жизнь снимает балетных, поэтому и глаз у него «поставлен» на балет, через призму этого искусства он и видит жизнь. Но Иванов прав: эта метафора зафиксирована в снимке, где зрелого возраста полные женщины пытаются танцевать.  Не менее забавен и абсурден одновременно снимок Владимира Соколаева, сюжет которого строился на чествовании победителей в кроссе. Но надписи на лентах чемпионов выдают правду: они сами себя вынуждены были чествовать, надевать на себя ленты, поэтому буквы оказались «вверх тормашками».  

Так что же такое снимки ТРИВА в стилевом отношении?  Соцреализм? Нет. Нет лакировки действительности. Гиперреализм? И тоже нет. В них главное не изображенный сюжет, а те отношения, что существуют между изображаемым и зрителем. По силе воздействия фотографии группы «ТРИВА» сопоставимы с фильмами Германа-старшего и Киры Муратовой. Поэтика правды без прикрас. Жизни как есть, точнее, какой она была. Поэтому каждый из зрителей старше 40 лет может сказать, переделав поэта: «Это было со мною, это было со всей страной». А молодой зритель увидит подлинную историю.