Новости культуры российских регионов
4 июня 2013
Юг

С верой в человека

В Детской картинной галерее РОМИИ работает выставка, которую нужно увидеть всем.

Центр лечебной педагогики и социальной терапии «СВеЧа» представил творчество детей-инвалидов под названием «Здесь тепло наших сердец!..».

- Целью выставки в галерее, где, кстати, приняли наше предложение весьма и весьма положительно, является привлечение внимание к тому, что такие дети есть. У них особая миссия в этом мире – вызывать сострадание, – говорит Наталья Москвичева, одна из руководителей Центра.

Эти работы удивительны сами по себе: они полны таких возвышенных чувств, так одухотворены, что, кажется, не висят на стенах, а парят в воздухе. Фамилий художников под работами нет, одни имена. По словам Наталья Москвичевой, далеко не все родители готовы к обнародованию своего горя. К примеру, Роман, автор удивительной акварели – копии рублевского «Спаса», пришел в Центр в три года с диагнозом «ранний аутизм». Он рисовал только черной краской. Годы занятий с ним сотворили чудо: сейчас он не только пишет картины, общается со сверстниками, но и играет в театральной группе Центра. Миша, которому сейчас 11 лет, пришел в Центр в возрасте шести лет с диагнозом «невроз навязчивых состояний». Его акварель «Церковь», которую можно увидеть на выставке, не может не привлечь внимания своей гармонией. «Он умеет вложить в работу индивидуальное восприятие того, что рисует», - говорит арт-терапевт Центра Елена Жданова.

Такой подход в занятиях искусством предложен всем тем, кто приходит в Центр. «Да, люди, имея нарушения в здоровье, проявляют себя несовершенно в этом мире. Но дух их здоров, на него мы и опираемся в лечебной педагогике», - говорят сотрудники.

Все занятия художественной деятельностью и развитие творческих способностей служат тренировкой воли, и нет лучшего способа ее воспитания, чем постоянное, радостное возвращение к одним и тем же упражнениям именно тогда, когда требуется преодолеть трудности. Если взрослому здоровому человеку всё равно, что избрать в качестве предмета для упражнений, то ребёнку нужно нечто прекрасное, нужна радость при выполнении задания.

- Основная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми. «Как правило, они сидят дома со своей бедой, - рассказывает о работе Центра лечебной педагогики и социальной терапии Наталья Москвичева. – Центр стал для них и детским садом, и школой – вобщем, средой обитания. Это единственная на юге России организация, который уже 16 лет работает с детьми, имеющими тяжелые формы психо-физических нарушений развития. Мы даем возможность каждому ребенку и подростку максимально реализовать свой внутренний потенциал».

Сам Центр стал филиалом Института лечебной педагогики (Санкт-Петербург) и экспериментальной площадкой факультета психологии ЮФУ, членом «Содружества лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций». Но главное – успехи Центра признали родители «особых» детей, которые везут их в Центр не только со всей Ростовской области, но и со всего юга России.