Новости культуры российских регионов
3 июня 2013
Поволжье

Фредерик Бегбедер посетил Самару

В ресторане Art&Fact прошел авторский вечер французского писателя, критика и режиссера Фредерика Бегбедера.

Он превратил встречу в интеллектуальное шоу, участники которого могли обсудить с автором вопросы любви и литературы.

 

Парень с вечеринки

За несколько дней до мероприятия в городе появились огромные афиши с изображением автора «99 франков». В то, что приедет сумасбродный литератор, известный своими не менее сумасбродными поступками, не то чтобы не верилось. Это было трудно вообразить, но, проявив усидчивость интернет-юзера, желающие могли не только убедиться в правдивости информации, но и получить доступ на вечер.

Не терпящий официоза, любитель светских вечеринок, Бегбедер выбрал местом для встречи клубное заведение - «Дом новой культуры Art&Fact», что придало мероприятию максимально неофициальный характер. Как и следовало ожидать, визит Бегбедера не остался незамеченным. В считанные минуты до встречи заведение до отказа заполнили читатели, журналисты, литературоведы и литераторы всех мастей с экземплярами его произведений.

Бородатый Фредерик, одетый в изысканный костюм, уже был на месте и не стал прятаться от толпы поклонников. Он охотно фотографировался с самарцами, раздавал автографы, перекидывался с ними фразами по-английски, по-французски и не забывал прикладываться к бокалу с вином. Ему особенно везло на стройных красавиц, одетых будто бы для кастинга на новый фильм француза. «Л-лена, Кр-р-истина» - словно пробовал он на вкус имена девушек. В эти минуты перед публикой предстал не эстет и сноб, каким обычно изображают Фредерика СМИ, а «парень с вечеринки», пришедший пообщаться и зарядиться позитивом.

 

Философ и романтик

Когда время автограф-сессии кончилось, Бегбедер вышел на сцену. Дальнейшая встреча с ним представляла собой нечто среднее между лекцией, шоу и пресс-конференцией. Озорной Фредерик глубокомысленно рассуждал на тему высоких чувств, отвечал на вопросы, затмевал самарских шоуменов своей харизмой и остроумием и заигрывал с девушками. Как и в его произведениях, на этой встрече нашлось место для лирики, юмора и хулиганства. Писатель то и дело внезапно прерывал беседу, чтобы подсесть за стол к приглянувшимся девушкам, часто переходил от философии к шутовству и обратно, так что в некоторые моменты трудно было понять, где Бегбедер серьезен, а где лукавит. Но публику это не сильно волновало – Фредерик подкупил ее французским обаянием и природным чувством юмора, поэтому большинство гостей восприняли его больше как «своего парня», нежели как виртуоза французской прозы.

Организаторы мероприятия дали вечеру название «Любовь живет» по аналогии с одним из наиболее известных романов автора - «Любовь живет три года». С разговора об этом чувстве Фредерик начал встречу, предварительно швырнув в публику подушкой. «Проблема любви в XXI столетии состоит в том, что мы живем в нарциссический век. Проблема любви в новых технологиях. Мы влюблены в свою собственную картинку. Люди любят свою фотографию и готовы заниматься с ней сексом», - рассуждал Бегбедер. Казалось, он цитирует пресловутый роман. Дальнейший разговор со зрителями на эту тему стал идейным продолжением книги.

В ответ на вопрос из зала про три самых безумных поступка ради любви Фредерик мгновенно отреагировал: «Я женился один раз, я женился второй раз и, наконец, родил ребенка».

«Выходите из «Фейсбука» и влюбляйтесь», - подвел итог любовной дискуссии писатель, предварительно проконсультировав 10-летнюю девочку на предмет того, в кого же влюбляться: «Избегай парней моего типа. Встречайся с милыми ребятами. Эх, если бы мне дали такой совет, когда я был в твоем возрасте!» Под конец в разговоре о любви Бегбедера-циника окончательно вытеснил Бегбедер-романтик. «Цинизм спасает от страха страданий, - сказал по этому поводу писатель. -  Но циничный человек не смог бы написать о любви ».

 

Диджей и литературовед

Дискуссия о любви тесно переплелась с разговором о литературе. Бегбедер не без юмора поминал Тургенева с «Первой любовью», Толстого с «Анной Карениной». Фредерик признался, что ему больше по душе русская проза XIX века, нежели XX: видимо, поэтому его взгляды в этом вопросе с разделением писателей на «бездарных официально признанных», «боровшихся с системой талантливых диссидентов» и «тех, кто, как Венедикт Ерофеев, не были ни за, ни против», грешат стереотипностью. Однако Бегбедер показал себя как знаток современной русской прозы в лице Пелевина, Сорокина, Лимонова и талантливый ироничный интерпретатор отдельных произведений и пропагандист литературы: «В наш век не остается времени на жизнь. Мы много часов сидим перед экранами, но не читаем. А иногда важно просто выключить все гаджеты, взять в руки книгу и читать. Это ничего не стоит. Но делая так, вы противостоите обстоятельствам».

Бегбедер не стал скрывать, что приехал в Россию за вдохновением: «Визит в вашу страну встряхивает меня. Подобные литературные вечера меня обогащают. Ваша страна дает мне массу идей. Я очень люблю русскую литературу, в частности, Достоевского, который сильно на меня повлиял. Если помните, в книге «99 франков» герой убивает женщину так же, как и Раскольников в «Преступлении и наказании». Хочу также напомнить, что Россию с Францией сближает не только литература. У наших стран общий любимый вид спорта - критиковать свое правительство».

Про Самару же Фредерик, закурив сигару, с иронией заметил: «У вас идеальные дороги. Знаете, мне 47 лет, и я понимаю, что никогда не попаду на Луну. Но в Самаре я почувствовал себя, как на Луне!».

Трудно было не спросить, а что же думают родители о жизни и творчестве своего непоседливого сына. «Моя мама одновременно гордится мной и ненавидит то, что я пишу, - ответил писатель - С глазу на глаз она называет меня сумасшедшим. Но в присутствии других критиков всегда защищает меня».

В заключение разговора Бегбедер рассказал о том, что планирует написать новый роман, а также снять фильм по своей же книге 2007 года «Идеаль». «Там герой-француз влюбляется в русскую девушку, и это заканчивается для него не очень хорошо», - напомнил писатель и добавил, что снимать кино очень сложно: «Это странная сфера творчества. Мне нравится творить одному, но в кино приходится работать с командой минимум в 50 человек. Вообще я в кинематографе, как в сексе: каждый новый раз у меня получается все хуже!»

После общения с залом Фредерик опять раздавал автографы, позировал для фото. Самарцы опять чествовали его, как рок-звезду, пели ему дифирамбы на английском, только что на руках не носили. Едва ли кто-то из известных авторов, приезжавших в последнее время в столицу губернии, купался во всенародной любви так, как Бегбедер. Эпикуреец Фредерик знал, как это делать, и получал от этого большое удовольствие.

Позже он встал за пульт и перевоплотился из писателя в диджея. «Я люблю музыку, но плохо танцую. Когда я бывал на дискотеках, я, чтобы не удавиться от тоски и не напиваться, стал крутить диски. Наверно, если бы я не был писателем, стал бы диск-жокеем», - объяснил свое новое увлечение Фредерик.

Бегбедера–диджея самарцы принимали так же тепло, как и писателя, и танцевали под его сет до упада. А Фредерик крутил диски и о чем-то думал. Вероятно, о сюжете, который ему подсказал визит в Самару.

Илья Саморуков, кандидат филологических наук:

- По-моему, это вообще первый визит настолько популярного автора в наш город. Меня порадовало, что он много говорил о литературе и особенно о русской литературе. Это был вечер «пропаганды литературы». Забавно, что это происходило в ночном клубе. Мы забываем, что русская литература всемирно признанная вещь. Бегбедер приехал в том числе для того, чтобы напомнить нам об этом без ложного пафоса. Его в некоторых кругах принято ругать. Мол, средний писатель, тусовщик. Но попробуйте написать роман, который будут читать миллионы. У человека есть талант сделать так, чтобы вокруг было весело. И этот человек не музыкант, не фокусник, а писатель.

Андрей Косицин, историк литературы, кандидат филологических наук:

- Авторский вечер Фредерика Бегбедера вызвал большой интерес у самарской публики. Причем публика эта была специфическая, разношерстная, совершенно не литературная – чтобы пересчитать присутствующих на этом вечере моих коллег-филологов, хватило бы пальцев одной руки. Большая часть публики – люди, которых я ранее не видел на подобных встречах с писателями.

Вероятно, среди пришедших много было и тех, кто книг Бегбедера никогда не читал. В отношении к гостю виделось массовое почитание, словно он какая-то рок-звезда. Впрочем, это неудивительно, ведь сам Бегбедер – продукт масскульта. Сейчас он – ярчайший бренд.