Новости культуры российских регионов
3 июня 2013
Поволжье

Московские художники познакомили самарцев с «культурой участия»

В галерее «Виктория» открылась выставка «Пещера забытых снов».

Тотальная инсталляция, посвященная теме чувственного опыта, объединила художников уже не существующей московской арт-группы «Лето».

По слова куратора выставки Андрея Паршикова, художники группы «Лето» чуть ли не первыми начали внедрять в российское искусство элементы европейской «культуры участия». В начале 2000-х группа провела несколько уличных фестивалей перформансов, а затем распалась. В галерее представлена документация акций «Лета» и римейки более поздних работ художников.

Еще во входной зоне зрителей встречает «Полонез» Якова Каждана - плакаты с сияющими хрустальными бокалами, расставленными в фигуры полонеза — первого европейского танца, привитого в России в петровские времена. Полонез, как известно, открывал и закрывал балы — так что метафора для входной зоны получилась неплохая, да и тема спиртного как нельзя лучше подходит к ситуации «арт-тусовки».

«Телом» выставки стал римейк инсталляции Ирины Кориной Urangst, что переводится с немецкого как «бессознательный страх». Зал устлан дощечками, которые раскачиваются под ногами посетителей, гулко стуча о пол. Легко считываемая метафора неустойчивости, зыбкости, вероятно, переживалась лучше в оригинальной версии инсталляции, демонстрировавшейся в пространстве, напоминавшем гараж или подвал. В комфортном пространстве галереи пробудить в себе страх не удается, зато можно насладиться запахом свежего дерева — что тоже соответствует концепции выставки, предлагающей зрителю пережить некий чувственный опыт, или хотя бы вспомнить такое переживание — речь ведь о «забытых снах»...

Еще один, и наверное, самый удачный опыт воскрешения сна - созданные Натальей Стручковой из обоев фрески «Рождество Богородицы» и «Страшный суд». Куски дешевых обоев воспроизводят лишь общее расположение цветовых пятен в известных композициях, но цветовая гамма русской иконы передана довольно точно. Эта парадоксальная «реставрация» наводит на множество мыслей — в настоящих древнерусских фресках, зная канон, легко восстановить очертания фигур, но вернуть, хотя бы мысленно, цветам первозданную яркость намного сложнее...

Ощущение воспоминаний о невиданном сне производит и представленная Максимом Илюхиным документация перформансов группы «Лето»: мы видим, что где-то когда-то искусство выходило на улицы и, кажется, даже производило какое-то впечатление на обычных людей, но сейчас нам предлагается самим представить, что это были за акции и что-то по этому поводу почувствовать. Такова, видимо, «культура участия» версии 2.0