В писательской среде распространено мнение, которое невозможно оспорить: писать для детей нужно так же, как для взрослых, только лучше. Можно смело перенести эту рекомендацию на все сферы творчества, потребитель которого – ребенок. Он – своего рода индикатор; по непосредственной детской душе поверяют любое и всякое сочинение…
Маленький человек чувствует фальшь и умствования на пустом месте куда чутче, чем взрослый. Дети не мирятся со штампами и клише. А уж когда берутся творить сами – дают волю искренности без ограничений идеологического, формального и любого другого толка: что чувствуют – то и выдают. Очередное тому подтверждение – выставка детского изобразительного творчества, которую принял муниципальный выставочный зал на Кирова.
Общечеловеческие рамки
Сформирована выставка по итогам городского фестиваля-конкурса, который с 1995 года стал для Воронежа традиционным. Проводится он по инициативе городского управления культуры и детской художественной школы (ДХШ) столицы Черноземья, по благословению Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и при спонсорской поддержке. К счастью, софинансировать такого рода мероприятия бизнес редко отказывается: в детей готовы вкладывать все-таки многие…
Итак! 1516 конкурсантов, представляющих 27 организаций: ДХШ, детские школы искусств Воронежа, Семилук, Новой Усмани, изостудии различных образовательных и досуговых учреждений, две воскресные школы (Алексеево-Акатова монастыря и во имя преподобного Андрея Рублева при храме святых Кирилла и Мефодия), традиционная гимназия во имя святого Митрофана Воронежского. Тематика – общечеловеческая, так скажем, объединенная названием конкурса – «Я люблю свою планету».
Согласно замыслу организаторов, фестиваль ставил задачей выявить и поддержать талантливых детей с нестандартным и оригинальным мышлением. Оказать им помощь в реализации творческих способностей. Укрепить связи между преподавателями ДХШ, ДШИ, домов творчества, изостудий, православных воронежских школ.
Интереснее и глубже
Конкурс по определению предполагает победителей – их и назвали в каждой возрастной группе, наградив дипломами, грамотами, призами и подарками от спонсоров. Если, однако, руководствоваться критериями нестандартности и оригинальности мышления – отметить, честное слово, стоит всех авторов итоговой выставки. Это пиршество какое-то – жизни и любви к ней в самых что ни на есть обнаженных вариантах.
«Скорая помощь планете», «О природе», «О животных», «Я – будущее планеты», «Время быть патриотом»… Эти «узкие» темы разрабатывались ребятами с использованием всех видов и техник изобразительного искусства – за исключением, естественно, живописи (до нее – еще дорасти надо). Рисунок, акварель, гуашь, темпера, пастель, батик, гобелен, скульптура, керамика, коллаж, плакат; какой бы способ самовыразиться ни выбрал юный художник – художественное обоснование произведения опирается на его эмоциональную остроту и чистоту.
Я не впервые посещаю детские конкурсные выставки, поэтому рискну утверждать: с течением времени рисующие дети становятся все интереснее и глубже. Как ни парадоксально звучит – профессиональнее; они позволяют себе большую творческую смелость (именно творческую!), «замахиваются» на жанровые вещи с философской подоплекой. А главное – не изменяют палитре: ничего более свежего, яркого и жизнеутверждающего, чем детское творчество, нет. Даже если это щемящая, неуклюжей акварелькой сделанная «ремарка» про бездомное животное…