Рукопись выдвинута Литературным фондом России на соискание гранта департамента по вопросам культуры, спорта туризма и молодежной политики администрации Самары.
- Почему ты решил обратиться к этой исторической фигуре?
- Это давняя моя привязанность. Более двадцати лет назад, когда я был внештатным корреспондентом «Волжской зари», одна из первых моих статей была о художнике, который привез из далекого путешествия коллекцию восточного искусства. Этим художником был Константин Головкин. А выставка, состоявшая из той, собранной им коллекции тогда проходила в нашем Художественном музее. По первому образованию я художник и на протяжении многих лет изучал историю искусства. Судьба этого человека тогда меня очень заинтересовала. И первый мой публицистический очерк «Я верю, мы вернемся», который вышел в альманахе «Молодежная волна» в 1990 году, был также посвящен самарским художникам Головкину и Бурову - ученику и учителю. Я родился в Самаре, и мне радостно осознавать, что с детства я ходил по тем же улицам, что и герой моего романа — Ленинградской, Красноармейской, Фрунзе...
Человек это необыкновенный, человек из эпохи Возрождения. С одной стороны, удачливый коммерсант. К 1917 году его состояние насчитывало больше двух миллионов рублей. Это баснословные деньги по тем временам. С другой стороны, художник, преобразователь, создатель Художественного музея. Человек, который готов был пожертвовать треть своего состояния на строительство в Самаре спроектированного им Дома науки и творчества.
- Почему же эта идея не получила отклик у властей в начале минувшего века?
- В Самаре тогда было невозможно пробить такой смелый проект. Здесь — и в обществе, и у властей - было непонимание огромной роли культуры. А Головкин был человеком, который на много шагов шел впереди своего времени. Многие проекты здесь, в Самаре, он осуществил впервые. Один из них — выпуск художественных открыток с видами Самары, Жигулей и нашего края. Он и сам снимал, и своим друзьям-фотографам предложил участвовать в этом проекте. И открытки эти прекрасно распродавались. Многие из них сохранились до наших дней.
- Вокруг Головкина всегда было много легенд, мифов...
- Люди любят придумывать мифы. Я и сам этим занимался. Но тут у меня была совсем другая задача — правдиво рассказать историю жизни этого человека.
- И какие годы охватывает роман?
- Это роман-биография, который охватывает практически всю судьбу Головкина на фоне его эпохи. Здесь дается картина жизни России, начиная с 80-х годов XIX века до 1924 года, года смерти художника. События русско-японской войны, столыпинских реформ, двух революций, Гражданской войны, время КОМУЧа — все это описывается в романе. Товарищ Головкина Николай Осипов прошел через русско-японскую войну и погиб на Первой мировой. Вполне возможно, что Головкин провожал его на эти войны. Мне хотелось бы, чтобы у читателя не возникло ощущения, что где-то в стране происходят события, а в это время художники пьют вино, веселятся и рисуют картины. Это роман не только о Головкине, но и о Самаре, и об эпохе.
- Почему Головкин вернулся в голодную Самару в 1922 году, а не уехал куда-нибудь за границу?
- Я тоже раньше думал об этом. Но сейчас для меня никакой здесь загадки нет. Дело в том, что покидали Самару Головкины в спешке, за три дня до прихода красных. И вынуждены были оставить здесь, у матери Константина Павловича, своего младшего сына Юру, которому был всего год — боялись, что он не перенесет долгого трудного пути. И, конечно же, это стало незаживающей раной для жены Головкина Екатерины Дмитриевны. Тем более после того, как мать Головкина вскоре умерла. И конечно же, для них, особенно для жены, вернуться в Самару было огромной радостью. Здесь Головкина ждали. Я думаю, в Самаре тогда он был все-таки более известен как художник и культурный деятель, чем как бывший миллионер...