Новости культуры российских регионов
24 мая 2013
Поволжье

Земледельцы и скотоводы в галерее

В галерее “Арт-холл” Татьяны Саркисян открылась выставка “Женщины. Животные” башкирского художника Айрата Терегулова - обладателя десятков международных премий в области графики и живописи.

 

Цвет. Свет

Действительно, список выставок Айрата Терегулова впечатляет - в нем десятки музеев со всего мира. При этом сюжетная канва большинства произведений очень проста - а на самарcкой выставке она и вовсе исчерпывается названием “Женщины. Животные”. Настоящее “содержание” работ создается пластическим мастерством художника, работающего на грани фигуративной живописи и абстракции.

“Что такое человек? Наполовину ангел, наполовину зверь”, - предпосылает куратор выставки Ян Саркисян ей эпиграф из Милорада Павича. Эти слова и стоящие за ними отсылки к архаической мифологии хорошо отражают тот контекст, в который вписывает художник “звериную” тему. Показательна в этом смысле “Композиция с фигурами”, сочетающая обе темы, вынесенные в название выставки. На многослойном, записанном накладывающимися друг на друга фигурами полотне отчетливо угадывается силуэт огромного кота, рядом с которым несколько мелких человеческих фигур. Однако лица, пасти, уши перетекают друг в друга, кошачьи лапы заканчиваются пальцами с педикюром, у женской фигуры обнаруживается трехпалая когтистая лапа... Эту старую мысль про родство женщины и мира природы, мира бессознательного мы много раз видели выраженной очень прямо и пошло, но работы Терегулова как убеждают. Видимо, дело в высокой степени абстрактности работ, в растворении узнаваемых фигур в первостихиях цвета и света.

 

Почти по Юнгу

Вообще слова «стихия», «архетип», наверное, можно считать ключевыми. Работы серии »Zoo» названы так же просто, как и вся выставка - «Петух», «Свинья» и т.д. Для каждого животного художник выбирает доминирующий цвет, а фигуру размывает, вписывая в нее, кажется, сразу все контексты, с этим животным связанные - среду обитания, эмоциональный настрой и т.п. Очень многозначный «Кот бордо», погруженная в стихию земли «Свинья», переливающаяся всеми цветами радуги «Стрекоза». Каждое существо схвачено как будто во множестве поз и ситуаций, а потом они наложены друг на друга.  «Эти животные все айратоморфные, у них глаза, как у Айрата», - шутит Ян Саркисян, но шутки этой шутки только доля. «Портретами» зверей серия не исчерпывается -  есть еще, например, замечательный «Пастух», который собирает всю животную серию вокруг фигуры Пастуха, выстраивая перед нами архаический космос, в котором, вероятно, жили когда-то земледельцы и животноводы.

 

Цвета анимы

С «женской» серией похожая история. У каждой свой цвет, за каждой можно увидеть некий архетип. Голубоватым тонам соответствуют строгие позы и отсылки к Пикассо и голландской школе. Красный цвет погружает нас в более плотские, чувственные стихии. И опять же, в меру эрудиции тут можно считывать отсылки к предшественникам - голландцам, примитивистам... Пожалуй, эти фигуры все же менее интересны, чем животная серия, которая кажется более многогранной, включающей больше контекстов.

 С другой стороны, в женских ню Айрата Терегулова появляется портретный, психологический и даже бытовой элемент. Это уже не чистый «архетип», это уже мост в человеческий мир, со всеми его психологическими нюансами. От архаики художник наследует очень чистый взгляд на женскую тему, в котором нет никакого кокетства, никакого подчеркивания эротизма. Художник смотрит на женщину с почти холодной простотой - они обнажены, но при этом естественны, в них нет позы, оглядки на взгляд мужчины.

В общем, мы увидели довольно редкий случай, когда архаический космос воспроизводится в искусстве очень современным пластическим языком  и без кокетства, без стилизации «под синкретизм». Перед нами мир, созданный в основном работой с цветом и линией, мир, практически «безыдейный» - и от этого очень убедительный.