Новости культуры российских регионов
15 мая 2013
Сибирь

«Уроки доброты» победили

Фильм Юлии Ратомской о кукольнике Владимире Захарове признан лучшим на всероссийском конкурсе «Современник на экране».

С 1 по 4 мая на теплоходе «Николай Карамзин», который шел по маршруту Москва-Углич-Мышкин-Тверь – Москва, смотрели документальное кино, еще точнее – телевизионные программы, которые были сняты в 2012 году региональными телекомпаниями. Среди зрителей – 170 операторов и режиссеров, журналистов и телеведущих, в том числе и академики Российского телевидения Светлана Сорокина, Кирилл Набутов, Михаил Дегтярь, кинооператор, лауреат премии «Золотой орел» Павел Костомаров. Все они собрались на фестиваль социально значимых телепрограмм и телефильмов «Герой нашего времени», организатором которого выступает Национальная ассоциация телерадиовещателей (президент Эдуард Сагалаев). Равно как и конкурса «Современник на экране», проводящегося в его рамках. Нынче он был седьмым раз и оказался счастливым для томичей.

Среди фильмов-участников конкурса были два от Томской ГТРК – «Десятая муза» и «Уроки доброты», снятые режиссером Юлией Ратомской и оператором Михаилом Скворцовым.  В титрах значились еще две фамилии - звукорежиссер Олег Ворожцов, монтаж - Светлана Иванова.  Для этой сплоченной команды делать фильмы, которые берут призовые места на различных фестивалях – дело привычное.

Показ «Уроков доброты»  предварялся словами одного из членов жюри: «А сейчас мы вам покажем, как нужно снимать кино», последние кадры уже шли под общие аплодисменты. И все-таки претендентов на звание лучший в номинации «Профессия как призвание» было много, конкуренция жесточайшая – 70 регионов представили свои работы, а выбрать надо было в каждой из семи номинаций только две. Тем приятнее оказалась победа. Радостную весть в родной Томск  привез оператор ГТРК Михаил Скворцов, который стал участником фестиваля. 

Томские телезрители имели счастливую возможность много раньше уважаемых медиаперсон  побывать на «Уроках доброты» Владимира Захарова, известного далеко за пределами Томска кукольных дел мастера. Именно так: «побывать». Потому что Юлия Ратомская и Михаил Скворцов ведут за собой зрителя в театр «Живых кукол», к настоящему волшебнику. Они знакомят взрослых и детей с человеком, который умеет силой своего воображения, своими мастеровыми руками и мозгами инженера-робототехника преобразить пространство, превратить неживую материю старого кедра в живую и даже говорящую, погрузить взрослых и детей в мир сказки.

Но прежде, чем произойдет превращение Владимира Захаров в «ненастоящего писателя», а затем в партнера Ежика и Маленького Принца и снова в мастера живых кукол, авторы фильма создадут нужную атмосферу для первотворения и претворения. Из прозрачного осеннего воздуха, вечерней звезды, из языков пламени, который будет гореть в камине, из слез девушки, которая неожиданно для себя расплачется на спектакле о любви, из улыбок и горящих глаз зрителей, из травы, деревьев… Смена планов – с общего на крупный, с первого на средний, задаст ритм-дыхание этому повествованию, и оно ни где не собьется… Звуки природы, голоса кукол и людей, музыка из спектаклей сольются гармонию доброты.

В итоге фильм, в названии которого вроде бы обозначена дидактика, назидательность (все-таки «уроки»), не воспринимается как поучение, как инструкция к применению – делай так и не делай этак. Его смотришь и получаешь удовольствие, забываешь контролировать свои эмоции, и вдруг ловишь себя на мысли, что ты беспричинно улыбаешься и улыбаешься уже давно. Впрочем, причина есть – это наслаждение от талантливо сделанной работы о талантливом человеке. И сам вместо авторов готов объяснить, почему фильм о театральном человеке абсолютно вписывается в цикл «Ученые записки» научно-просветительского проекта «Разум. XXI век». И члены жюри конкурса «Современник на экране» своим выбором объяснили коллегам, что и таким способом можно «освещать историю жизни нашего современника, имеющую активную жизненную позицию, вносящего своим созидательным трудом вклад в развитие общества и государства».