Новости культуры российских регионов
13 мая 2013
Москва

КАМИЛЛА КЛОДЕЛЬ И ЕЕ АД

Этим летом на экраны выходит новый фильм Брюно Дюмона «Камилла Клодель, 1915» с Жюльетт Бинош в главной роли. В этом году он был показан на конкурсе Берлинале, где был назван «гениальным». На целых полтора часа зрителям предстоит погрузиться в мир безуми

Текст: Елена Ольшанская

2013 г.

 

 

Трагическая судьба талантливого скульптора Камиллы Клодель может вызвать только глубокое сочувствие. Знаменитая муза, ученица и возлюбленная Огюста Родена в какой-то момент превзошла своего учителя и не справилась с этой ношей – женщины-гения. Нервно-психическое расстройство стало причиной того, что Клодель попала в сумасшедший дом, где и провела тридцать с лишним лет. Когда она умерла, ей было почти восемьдесят.

В фильме мы увидим всего два дня из жизни Клодель в этом сумрачном месте, но их будет вполне достаточно, чтобы понять, что все последующие десятилетия будут как один нескончаемый день - полный отчаяния, депрессии, слабой надежды, маленького лучика радости, а затем снова беспросветного уныния.

На момент начала фильма Клодель находится в доме скорби около двух лет. Ей кажется, что ее хотят отравить завистники ее таланта. Она сама готовит себе завтрак и готова растерзать врача, который, не зная о ее фобии, пытается приобщить ее к общему столу. Клодель не хочет умирать, но и жить ей тоже невыносимо. Среди криков и воплей безумных людей, среди их искаженных лиц и фигур, подобных которым не создал даже Босх, она задыхается и мечтает только об одном – выбраться отсюда.

Режиссер окрашивает место действия в размытые темно-серые тона. Причем, первых значительно больше. В этом месте, где живут, потерявшие разум существа, нет красок, есть только переход от одного темного оттенка к другому.  Впрочем, и природа тоже не особо яркая. Солнце как будто в дымке, вся зелень с явным добавлением оттенков серого, а про землю и говорить нечего – она и так вся черно-коричневая.

Беда в том, что Клодель не сумасшедшая. Она психически расстроена, но она не безумна. Она  вполне могла бы справиться со своим состоянием, окажись она в родной семье, рядом с любящими людьми, но семья не хочет ее знать. Родственникам проще заплатить деньги клинке и держать ее там, чем помочь душевно слабой женщине. Возможно, есть и другая причина – ее брат Поль Клодель. Писатель и дипломат не хочет быть в тени славы своей сестры. У них разные творческие направления, но одна фамилия. И эта фамилия чаще звучит, как напоминание о Камилле. Впрочем, это всего лишь историческая версия, а в фильме Поль Клодель приедет навестить сестру и это станет для нее самым главным событием и надеждой. Вдруг родной брат все же поможет ей выбраться отсюда?

На протяжении всего фильма Клодель ждет брата и пытается удержаться на грани разума. Ей очень трудно сделать это, потому что вокруг нее царит настоящий ад.  Эти страшные хохочущие и воющие существа вокруг, которых трудно назвать людьми. Куда бежать от них, к кому? Ведь даже невозмутимые лица сестер-монахинь внушают ей ужас. На этот раз Дюмон, в принципе предпочитающий снимать непрофессиональных актеров, пошел еще дальше – он снял настоящих сумасшедших, нарядив их в костюмы столетней давности.

Наверное, одна из самых жутких сцен – репетиция в местном любительском театре пьесы о дон Жуане с сумасшедшими  в роли соблазнителя и его очередной красавицы. Попав на эту репетицию, Клодель сначала снисходительно улыбается, но постепенно ее благостное настроение сменяется отвращением и она в слезах выбегает из зала. Ее можно понять. Увидеть такое даже во сне не пожелаешь и врагу.

Встреча Камиллы и Поля – финальная. Здесь становится окончательно ясно, что несчастной художнице предстоит остаться здесь навсегда. Ответом на  намек главного врача о том, что ее было бы возможно забрать отсюда, будет сжатый рот и нахмуренный взгляд брата Поля. Несколько минут назад он убеждал сестру, что все делается для ее блага и ей помогает Господь, который повсюду и всегда рядом.

Если и стоит из-за чего-либо смотреть этот фильм, то только из-за глаз Жюльетт Бинош. В них все – и неподдельное страдание, и надежда, и мимолетная радость, и горе, и обреченность, и смирение с Судьбой.

Камиллу Клодель очень жаль. Особенно, когда она, уже осознавшая свою участь, сидит на скамейке возле дома скорби, а на экране медленно идут титры о том, что все последующие двадцать девять лет своей жизни она проведет именно здесь - в месте, где царят отчаяние и пустота.

Боюсь, что такая же пустота ожидает и зрительные залы  в кинотеатрах. Выдержать такое кино могут очень немногие, оно совершенно точно «не для всех». Хотя, впрочем, может быть, я и не права. Этот фильм стоит посмотреть еще и потому, чтобы, выйдя из зала, во всей полноте почувствовать, что мы - те кто уже имел возможность купить билет и прийти в кинотеатр - живем в раю.