Что делать, если твоя девушка ушла с другим? Надо ли помогать незнакомой молодой женщине? Говорить ли отцу, что тебя отчислили из университета? Для Саши, героя пьесы Ярославы Пулинович «Как я стал…», эти вопросы почти гамлетовские. Правда, у бывшего студента архитектурного факультета другие кумиры – Цой, Ван Гог и Пушкин. Он хочет и быть на них похожими, то есть известным, как они, но молодой человек сам не знает, кто он, кем собирается стать и на что способен – на подвиг или преступление. Абсолютно очевидно, что Саша очень похож на сегодняшних двадцатилетних.
История, рассказанная молодым драматургом, дана от первого лица. Так пишут дневник, откровенно, не подбирая выражений. К слову, в пьесе и в спектакле есть ненормативная лексика. Уместность ее употребления – вопрос дискуссионный. Очевидно одно: экспрессивное поведение каждого из четверых персонажей требует особых художественных форм выражения. Например, Ольга Никитина, играющая маму одной из девушек Саши, создает образ неврастенички с суициадальными наклонностями с помощью гротеска. По замыслу режиссера Ильи Ротенберга, зрители должны превратиться в тот самый дневник, которому Саша доверяет самое сокровенное.
В жанре «честности» современная драматургия говорит о поколении, оставляющем свои исторические «следы» уже в 2000-х. Без назиданий, без воссоздания обязательных, а вернее привычных образов «добра» и «зла». На вопрос, кто он, герой нашего времени – автор отвечает: «Это очаровательный, харизматичный, несколько инфантильный, одаренный и не лишенный актерских способностей человек. Он знает много всего, но очень поверхностно. Это не плохо, и это не образ падшего человека. Если мы вспомним героев Пушкина или Лермонтова, все они были немного лишними, слабыми и, наверное, эта история во все времена будет повторяться».
И драматург, и постановщик, и большинство актеров подходят под возрастное определение «молодые». Но при этом у каждого есть уж победы в различных конкурсах. Они, в отличие, от героев пьесы «Как я стал…», уже кем-то стали. Их выбор сделан. Зрителям предстоит прожить полтора часа вместе с рефлексирующим, неуверенным в себе современным Гамлетом и решить, правильный ли он сделал выбор. В красноречивом многоточии –бескомпромиссная юношеская влюбленность (или любовь?) главного героя, его предательство и импульсивные поступки, грёзы, и… цепочка событий от случайной встречи до настоящей жизненной трагедии.
Спектакль создан в рамках проекта «Театр Нового зрителя». На премьеру, 11 мая, обещала приехать автор пьесы Ярослава Пулинович, выпускница Екатеринбургского театрального института, ученица Николая Коляды, лауреат многих премий в области современной драматургии.