Новости культуры российских регионов
6 мая 2013
Сибирь

Священное послание Дали

Художественный музей представляет Библию глазами великого сюрреалиста.

105 цветных гравюр великого мастера из частной итальянской коллекции до 30 июня нашли свое временное пристанище в залах Томского областного  художественного музея.

Это уже третий совместный выставочный проект Томского областного художественного музея и московской галереи «Артгит». Томичам памятны предыдущие выставки, которые представлял куратор Александр Щеляков –  графика Марка Шагала и Пабло Пикассо. На этот раз – его величество гений Сальвадор Дали. Это самая масштабная и уникальная серия графических работ великого сюрреалиста, в таком объеме этой серии нет в собраниях ни одного российского музея.  Подлинность каждой гравюры подтверждена индивидуальными сертификатами от издателя Rizzoli, от международной специализированной организации «Европейский Союз – Эксперты искусства» (Рим) и заключениями международных и российских экспертов. Кроме того, представители «Артгита» привезли документы, сообщающие о постановке на учет всех 105 работ в Росохранкультуре, как культурных ценностей, находящихся под охраной государства во время экспонирования  на территории РФ.

- Три года назад мы обещали вас знакомить с «именами, которые покорили мир», - напомнил публике Александр Щеляков. – Но если Шагал и Пикассо действительно покорили мир, то Дали мир потряс своими работами.

Но графический цикл «Священное послание» необычен даже для Дали. В этих работах можно найти любимые образы художника – мягкие часы, паучки, муравьи, костыли, но к иллюстрации Ветхого и Нового завета Дали подошел в большей степени как классический художник.

История началась в конце 50-х, когда известный итальянский меценат, приближенный к Папскому престолу,  Джузеппе  Альбаретто, по совместительству друг Сальвадора, добившийся аудиенции для него с Папой Римским, предложил художнику-сюрреалисту проиллюстрировать Библию в том виде и в том объеме, когда эту священную книгу на латинский язык перевел Святой Иероним.

И Дали глубоко погрузился в тему. Никаких указаний, регламентирующих работу, не было сделано. Он сам определял темы, количество листов и соответственно сюжетов. «По всей видимости, предполагает московский куратор выставки, - для Сальвадора Дали работа над Библией стала погружением в историю человеческих отношений. Он постарался вычленить из истории человечества самые главные моменты и дать их через призму своего видения,  Но его иллюстрации точно совпадают с самим текстом. Более того, в которых работах художник показывает не только момент изображаемого события, но и то, что ему предшествовало и то, что произойдет. Таким образом, одна работа вбирает в себя несколько сюжетов, давая возможность зрителям окунуться в мир всего, что произойдет. Иногда Дали объединяет сюжеты, но чаще следует логике библейского повествования». 

Это первая и единственная серия, где Дали не придумывал названия работ. Он взял их из Библии. Например: «ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ ДУШУ ЖИВУЮ», «СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА, «ОНА БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ ЖЕНОЮ». Кураторы проекта пошли дальше – и дополнили эти строки, ставшие названием, предшествующими или последующими, чтобы сюжет Священного Писания стал более понятен. «Змей был хитрее  всех зверей полевых, которых создал Господь Бог, и сказал змей жене… знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваш, и вы БУДЕТЕ, КАК БОГИ, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи… и взяла плодов его и ела  - и дала также мужу своему, и он ел» - вот эта цитата из Первой книги Моисея, Бытие и стало полной подписью к рисунку, где, кстати, змей изображен с женским лицом и грудью.

В результате получилось двойное кодирование: графика не столько иллюстрирует текст, сколько осмысляет и интерпретирует его. А строки из Библии становят ключом к пониманию того, что зашифровал в своем послании Дали. И для шифровки художники применил наслоение  различных техник – здесь и акварель, и гуашь, и карандаш, и шариковые ручки. Более того, выстраивая символические ряды из цвета, композиции, своих фирменных образов, Дали добился неожиданного и глубокого прочтения Писания. Но Дали не был бы Дали, если бы не провоцировал зрителя. На этот раз он провоцирует на восприятие целостного образа, как бы пряча от глаз наблюдателя различные второстепенные сюжеты. Однако именно из них и складывается полнота восприятия картины. Как говорил Набоков, холодный свет обобщения хорош только после того, как при солнечном свете ты соберешь подробности.

- Для Дали, с одной стороны, было важно сделать совершенно плоскостную работу по принципу русских икон или византийских фресок, а с другой – показать масштабность всех событий, которые описаны в тот или ином библейском сюжете, - поясняет Александр Щеляков. - И создать за счет цветовой гаммы некую иллюзию объема. Если вы будете смотреть на некоторые работы, то у вас будет создаваться иллюзия, что перед вами изображения в 3D.  И в этом загадка, как Дали достигает такого эффекта. Самая первая работа в экспозиции «СОТВОРИЛ БОГ» - это изображение первоначального взрыва, от которого произошла наша Вселенная. Что сделал художник? Он взял стакан бычьей крови, подбросил его и запечатлел раскрывающийся кровяной шар. Кровь – драматическое начало. Все вращается, все крутится, появляются три персоны, которые и олицетворяют три времени – прошлое,  настоящее и будущее. Это и есть Святая Троица. Но если на эту работу посмотреть сбоку, то все сразу наступит умиротворение: красная кровь превратится  в Земной шар. Тем же стереоскопическим эффектом обладает и «ВОЗНЕСЕНИЕ ИЛИИ». Такой взгляд художника позволяет зрителю видеть сразу два события одновременно.  

Цикл начинается с «Сотворения мира» и завершается последними днями Христа. И последние работы – откровения Иоанна Богослова. Экспозиция следует хронологии событий. Поэтому по выставке можно ходить, как бы перелистывая страницу за страницей Книги книг. Сюжеты перетекают друг в друга: все, что случилось в Ветхом завете, найдет свое подтверждение в Новом. Цикл из 105 листов завершается портретом Святого Иеронима. С 1965 по 1968 год все эти работы были переведены в литографию.  Именно литографии и представлены на выставке.

Путь самого Дали к художественной выразительности лежал через освобождение идей, скрытых в человеческом сознании. Каждая из литографий, представленных на выставке, является попыткой объединить фантазии, свободу, чувства, волю, интуицию художника в удивительно емкий и в то же время загадочный мир библейских историй.

Открытие выставки «Сальвадор Дали. Священное послание» состоялось во вторник страстной седьмицы. И это незапланированное совпадение времени и содержания графического цикла заставило с особым чувством всматриваться и вчитываться в библейские сюжеты.

- Когда задумывали этот проект, то сразу родилась мысль – необычно преподнести его зрителям. Поэтому такая нетрадиционная развеска, - признался Щеляков.  -  Такой подход «диктовал» сам Дали и то обстоятельство, что все работы изначально были собраны в книгу. А книга эта – пять томов общим весом почти сто килограмм. Книгу хочется листать и рассматривать, отсюда и идея развески – как будто читаешь книгу. К тому же нам хотелось оторвать эти работы от стены, как будто они парят в воздухе. И оторвать текст, который тоже сделан как  бы в системе 3D. Текст нанесен на стекло, а не на паспарту, и этот зазор дает возможность соотносить строки с сюжетом или рассматривать его. Кроме того, развеска позволяет увидеть сложную технику, которая была применена художником. Еще один символ экспозиции – свечи. В томской выставке около 200 свечей, а хотели 540. Свечи – метафора души. У кого-то она похожа на не зажженную свечу. Но возможно встреча со «Священным посланием Дали» воспламенит душу.