Новости культуры российских регионов
26 апреля 2013
Поволжье

В Самаре открылась выставка примитивиста Нико Пиросмани

В Самарском художественном музее большое событие: из Московского музея современного искусства приехала выставка работ грузинского художника-самоучки.

Мне Тифлис горбатый снится

Выставка Нико Пиросмани (Николая Пиросманишвили) в Самарском художественном музее удачно вписывается в общероссийский тренд - моду на все, что связано с Грузией и ее культурой. Грузия вновь стала одним из самых популярных мест для посещения среди российских туристов. Не побывать в Тбилиси хоть раз стало почти неприличным в столице. На российском рынке совсем скоро вновь появятся грузинские вина и минеральные воды. В сфере культуры ситуация аналогичная. Осенью в Москве с большим успехом прошли гастроли театра кукол Резо Габриадзе и выставка мастера в ГМИИ имени Пушкина. На прошлой неделе в столице на фестивале нового грузинского искусства «Перезагрузка» (проект Театра.doc и куратора проекта Майи Мамаладзе) читали пьесу молодого грузинского драматурга Давита Габуния «Чужие дети», а на следующий день художественному руководителю театра им. Шота Руставели Роберту Стуруа вручили «Золотую маску» за вклад в искусство театра.

Да и в Самаре выставкой Нико Пиросмани грузинская тема не ограничивается. Резо Габриадзе со своим театром до нас, увы, не доехал, хотя и планировал, зато в «СамАрте» уже в мае главный режиссер Омского театра драмы Георгий

Цхвирава выпустит «Хануму» по пьесе Авксентия Цагарели. Может случиться еще одно событие - выставка тбилисского гения, художника и кинорежиссера Сергея Параджанова, если этот проект получит поддержку властей.

 

А внизу Кура шумит

В отличие от Параджанова, выставка Пиросмани поддержку уже получила. Ее организация стала возможной после подписания соглашения между министерством культуры Самарской области и департаментом культуры Москвы. Взамен работ грузинского художника в Москву отправилась выставка русского авангарда из собрания Самарского художественного музея.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что Нико Пиросмани - самый известный художник из города на Куре. Несмотря на признание еще при жизни, настоящая слава пришла к бедному художнику-самоучке после смерти. Впервые его работы попали на выставку ровно 100 лет назад - в марте 1913 года их показали в Москве в художественном салоне на Большой Дмитровке. Несмотря на все усилия художников-футуристов Ильи и Кирилла Зданевичей, которые открыли и популяризировали творчество Пиросмани, а также приобрели у мастера много картин, финансовое положение художника оставляло желать лучшего. После смерти «художника-самородка», как называли его Зданевичи, жизнь и творчество Пиросмани обросли множеством легенд. О художнике снимали фильмы Георгий Шенгелая и Сергей Параджанов, поставил спектакль режиссер Эймунтас Някрошюс, Александр Басилая посвятил ему мюзикл, а легенда о безответной любви Пиросмани к французской танцовщице Маргарите де Севр легла в основу песни «Миллион алых роз» Раймонда Паулса и Андрея Вознесенского.

 

Над Курою есть духаны

Впрочем, некоторые легенды и слухи о Пиросмани появились еще при его жизни. Многие считали его блаженным. Художник-самоучка писал на всем, что попадало ему в руки. На выставке в Самаре представлены работы, выполненные на картоне, клеенке и одна вывеска для духана (питейного заведения), сделанная на металле. Пиросмани якобы утверждал, будто видит святых, а его кисть «пишет сама». Портреты работы Пиросмани почти иконописны (в Самару привезли картины «Николай II», «Царица Тамар», «Сестра милосердия» и др.).

Выставка условно делится на три части. Это портреты, анималистические картины и сцены традиционного грузинского застолья. Животные на картинах Пиросмани неестественные (угловатые медведи, лисы). Картины застолья прописаны подробно (мужчины в национальной одежде с кубками и рогами в руках, столы с закуской, традиционным грузинским хлебом (шоти), бурдюки с вином). Все работы плоскостные, наивные, но в то же время очень целостные, завершенные. Простые, но продуманные до малейших деталей.

Большая часть выполнена на черном фоне, краски изготовлялись преимущест­венно самим художником. Необразованный (Пиросма­ни умел читать по-русски и по-грузински, но образования не получал), он не уделял особого внимания надписям на своих работах. Как в русских, так и в грузинских подписях имеется множество ошибок. Даже в вывесках для художника важнее текста было само изображение, которое занимало большую часть работы.

В общей сложности выставка Нико Пиросмани в Самаре включает 24 живописных работы художника из собрания Московского музея современного искусства. Картины написаны в основном в 1910-х годах. Выставка будет работать в залах авангарда Самарского художественного музея до 7 июля.

 

Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства:

- Сегодня в Самарском художественном музее представлены работы Нико Пиросмани, созданные преимущественно после 1910 года. Здесь мы видим картины, написанные художником на картоне, на клеенке, есть даже на металле — это вывеска. В Тифлисе в начале ХХ века этот жанр был очень популярным. Для Пиросмани вывеска - повод для написания картины. Таких работ сохранилось немного: в Тбилисском музее, есть в частных коллекциях и в Московском музее современного искусства. В экспозиции представлены самые известные работы художника, размещенные во всех каталогах, есть и те, что были приобретены братьями Зданевичами.

 

Ольга Турчина, сотрудник Московского музея современного искусства, куратор выставки:

- Московский музей современного искусства обладает богатой коллекцией Нико Пиросмани. Она собиралась на протяжении многих лет, очень продумана и включает в себя уникальные, редкие вещи. Нико Пиросмани - художник-самоучка, непрофессионал и личность довольно таинственная. О его жизни известно крайне мало. Заметившие и начавшие пропагандировать его творчество футуристы Илья и Кирилл Зданевичи делали попытки записать его биографию, но потом это кануло в Лету. Сестра Пиросмани, к сожалению, сожгла много документов и писем, и все, что мы о нем знаем, это сведения, собранные уже после смерти.