Новости культуры российских регионов
26 апреля 2013
Поволжье

В Самаре проходит оперный фестиваль «Два века с Верди»

На нынешнем Х фестивале уже были представлены три оперы и гала-концерт.

Два века с Верди и Вагнером

В 2013 году мировая музыкальная общественность празднует 200-летие сразу двух великих композиторов Рихарда Вагнера и Джузеппе Верди. Оперное искусство существует почти 400 лет, и 200 из них прошли под огромным влиянием двух оперных гениев.

Как обещает Самарский академический театр оперы и балета, в 2013 году нас ожидает гала-концерт, в который войдут произведения Вагнера. Что касается его современника итальянца Верди, то ему посвящен целый оперный фестиваль. И это неудивительно. Из 26 вердиевских опер, 10 в разные годы шли на сцене Самарского театра. «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло», «Дон Карлос», «Макбет», «Риголетто», «Симон Бокканегра», «Трубадур», «Травиата» и «Эрнани» пережили множество постановок. В 1931 году в первый же театральный сезон в афише появились «Риголетто», «Аида» и «Травиата», то есть те самые три оперы, что и сегодня, спустя восемьдесят два года, идут на сцене оперы. Что касается «Макбета», то эта опера была впервые поставлена в нашей стране именно на сцене Самарского (Куйбышевского) театра в 1981 году. Неоднократно ставилась и «Травиата», пожалуй, самой везучей можно назвать «Аиду» - премьера, состоявшаяся в марте, стала уже седьмой.

Фрагменты из опер «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Набукко», «Сила судьбы», «Дон Карлос» и «Макбет» самарские зрители смогли услышать на «Верди. Гранд-гала», правда, только в концертном исполнении.

Гости фестиваля оперного искусства

Гала-концерт в этом году вопреки традиции вовсе не завершает фестиваль, а лишь подводит итог первой части. В «Верди - гала» приняли участие как ведущие солисты Самарского академического театра оперы и балета - Василий Святкин, Татьяна Ларина, Татьяна Гайворонская, Ирина Янцева, так и гости фестиваля - солист Немецкой оперы на Рейне, приглашенный солист Государственного академического Большого театра России Борис Стаценко, солист Государственного академического Мариинского театра Ахмед Агади, солистка Московского академического Музыкального театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко Лариса Андреева, приглашенная солистка Самарского академического театра оперы и балета Ирина Крикунова.

Три дня гости фестиваля принимали участие в самарских постановках. В опере «Травиата», которой и открылся фестиваль, партию Жоржа Жермона исполнил Борис Стаценко. В репертуаре певца более 50 русских, немецких, итальянских опер, Онегин, Елецкий, Роберт в операх Чайковского, «Бал- маскарад», «Набукко», «Стиффелио», «Трубадур», «Эрнани» у Верди, баритоновый репертуар в операх Вагнера. В 2006 году по приглашению Ростроповича Борис Стаценко исполнил партию Наполеона в опере Прокофьева «Война и мир» в Большом театре и был номинирован на «Золотую маску».

Его в Самаре хорошо знают по предыдущим фестивалям, и первый же его выход на сцену сопровождался аплодисментами. Кстати, как признался артист,  это его 250-я «Травиата», более того, с этой оперы когда-то начиналась его вокальная карьера. Правда, у двадцатилетнего Жоржа Жермона был 54-летний сын Альфред... Вот они, оперные условности. Теноры до конца своих сценических дней остаются юношами.

В нашей постановке все выглядело логично: солидный, харизматичный Жорж Жермон, молодой солист Самарской Оперы Дмитрий Крыжский в роли Альфреда, а партию Виолетты исполнила восходящая звезда оперной сцены солистка Московского академического Музыкального театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко Мария Пахарь. Надо заметить, что после премьеры «Травиаты», которая состоялась осенью прошлого года, неоднократно раздавались упреки относительно актерской игры исполнителей. Участие в спектакле Бориса Стаценко и Марии Пахарь несомненно, наполнило спектакль жизнью.

Фестиваль продолжается

Вторым спектаклем фестиваля стала опера «Риголетто», в которой опять же мы увидели Бориса Стаценко, теперь в роли придворного шута. Партию Герцога исполнил солист Московского музыкального театра «Геликон — опера» Василий Ефимов. Гастрольный график молодого тенора включает в себя такие страны, как Израиль, Китай, Испания, Румыния, Италия, Франция, Нидерланды, Япония. В 2010 году Василий Ефимов принял участие в международной премьере оперы «Собачье сердце», которую осуществила Национальная опера Нидерландов, где он исполнил партию Швондера. За работу в опере «Любовь к трем апельсинам» в постановке Дмитрия Бертмана в «Геликон — опере» артист был номинирован на «Золотую маску» за «лучшую мужскую роль в опере».

«Риголетто»- это, пожалуй единственная оперная постановка, которая позволяет утверждать, что в самарском театре идут не только классические, традиционные спектакли. Приглашенных солистов ни фашисты, ни Сталин, ни одетые в плащи и черные очки филеры не смутили. «По сравнению с оперой, поставленной в Германии, где Риголетто — это наркодилер, у вас все выглядит логично», - сказал Стаценко.

И третьей из вердиевских опер на фестивале стала премьерная «Аида», продолжающая поражать зрителей не только богатством постановки, но и прекрасным исполнением как солистов, так и хора, и, конечно, оркестра. 21 апреля симфоническим оркестром дирижировал Виктор Куликов. Партию Амнерис в самарской «Аиде» блестяще исполнила гостья фестиваля Лариса Андреева, партию Радамеса — Ахмед Агади.

Вспоминая о великолепии, о щедрой роскоши самарской «Аиды», нельзя не упомянуть о муниципальном духовом оркестре под руководством Марка Когана. Музыканты оркестра в финале второго акта выходят на сцену, оказываясь включенными в общее театральное действие. И немного трогательно смотрятся очки на полуобнаженных, одетых в нечто египетское музыкантах, зритель замечает и маленькие нотные книжечки, прикрепленные к духовым инструментам. И вот тот же торжественный великолепный финал в исполнении симфонического оркестра, хора Самарского академического театра оперы и балета, солистов Самарской Оперы  и музыкантов духового муниципального оркестра, теперь уже в концертных фраках, прозвучал в «Верди. Гранд — гала». Им и завершился.

Но еще не завершился сам фестиваль. 27 и 28 апреля нас ожидает премьера оперы «Трубадур», в постановке Московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова. Гастроли театра осуществляются в рамках программы сотрудничества в области культуры между департаментом культуры города Москвы и министерством культуры Самарской области.

Светлана Хумарьян, художественный руководитель фестиваля:

- Верди сопутствовал театру на протяжении всей его истории. Десять опер Верди прошли через сценическую жизнь театра. Десять названий, а постановок гораздо больше. Верди немыслим без героини, которую он нам открыл. Новый тип женщины пришел с Верди на сцену - Виолетта, Аида, Джильда, это женщина, приносящая себя в жертву ради любви. Наряду с тем в его операх и незаурядные мужские характеры, практически у всех теноров и у баритонов, и у басов есть замечательные партии, которые позволяют продемонстрировать масштаб дарования артиста, масштаб его личности. И в нашем театре прошел целый ряд замечательных, ярких актерских работ, своих, а также участников фестивалей и гастролей.

Александр Анисимов, главный дирижер, художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета:

- Нельзя упускать повод отдать дань восхищения композитору Джузеппе Верди. И все концертные организации и театры делают это регулярно, независимо от времени года, постановлений и юбилеев. Но если случается такое событие, как 200-летие, то, естественно, наш театр не может быть в стороне. Предполагая это, мы и включили в свой репертуарный план «Аиду». Кроме того, два идущих с большим успехом спектакля  «Травиата» и  «Риголетто» дают возможность пригласить публику на пиршество музыкальное и сценическое, в котором участвуют и оркестр, и хор, и постановочный коллектив и, конечно, великолепные, уникальные голоса.