Новости культуры российских регионов
26 апреля 2013
Поволжье

Сорок лет в эпицентре самарской театральной жизни

Тамара Яковлевна Воробьева посвятила работе в Самарском отделении Союза театральных деятелей почти 40 лет.

Начинала с консультанта, потом должность ответсека. Сейчас - зампредседателя СТД по творческой и организационной работе. Встретиться с ней в спокойной обстановке и поговорить оказалось делом нелегким, но корреспондент АКИ успешно справился с этой задачей и расспросил Тамару Яковлевну... о театре, конечно же.

Так вышло, что встречаемся мы с Тамарой Яковлевной всегда в суете. То во время обсуждения премьер в местных театрах, то мимоходом во время поездок в Похвистнево, Сызрань, Тольятти (куда мы этой осенью ездили на открытие нового театрального сезона). Или, например, Тамара Яковлевна звонит: «Приехали в Самару критики из других городов, хорошо бы с ними поговорить». Я прихожу, и мы с ними разговариваем. И так всегда. Как ее отвлечь от бурного театрального процесса? Сесть в кабинете и поговорить, спросить, как она оказалась в центре этого водоворота? А пришла она в Самарское отделение СТД в то время, когда его еще возглавлял  Михаил Лазарев. В сентябре будет 40 лет, как Татьяна Воробьева работает в Союзе театральных деятелей, но поводом для интервью стало другое событие.

Позвонил председатель СТД Владимир Гальченко и сказал: «Тамару Яковлевну наградили высшей театральной премией СТД РФ (ВТО) «Золотым знаком». Но это пока тайна. Пока никто не знает». Это было в конце марта. Теперь-то уже знают все, на вручении «Самарской театральной музы» об этом во всеуслышание объявили. Учрежденным в 2008 году «Золотым знаком» в нашей стране наградили пока только 12 театральных деятелей – в их числе Галина Вишневская, Марк Захаров, в этом году № 11 был у Анатолия Смелянского и № 12 у Тамары Воробьевой. Вот и повод для встречи, для обстоятельного разговора.

«Это все Гальченко затеял, пусть он и рассказывает», - говорит она. Гальченко я вынуждена была позвонить поздно вечером, потому что за два часа беседы о себе Тамара Яковлевна мне практически ничего не рассказала. Только о театрах, актерах, театральных художниках, их проблемах, удачах, сложностях в их личной жизни, о ветеранах сцены, которым надо помочь... И я задаю довольно деликатный вопрос Владимиру Гальченко: «Я могу сказать, что театр для Тамары Воробьевой – это ее семья?» «Когда несколько лет назад мы в СТД отмечали ее юбилей, - говорит Владимир Александрович, - Тамара вышла на сцену и сказала: «Так получилось, уж кто в этом виноват, может быть, и я, но семьи у меня не сложилось, и моя семья – это вы, наш Союз театральных деятелей». Так что, да. Можно так сказать».

Я же, в свою очередь, спрашиваю Тамару Воробьеву:

- Что в вашей работе главное?

- Я безумно люблю театр, артистов и считаю, что мы работаем только для них. Хотелось бы, чтобы наши артисты имели достойное содержание, как их коллеги на Западе, и даже лучше.

- А не сложно быть в центре театральной жизни?

- Порой в этот кабинет приходят поплакать. Рассказывают многое. Нужно все знать, быть в курсе, в том числе и житейских проблем, но не надо много говорить. И надо, конечно, иметь такт, чтобы не обидеть, ведь артисты люди эмоциональные, принимающие все близко к сердцу. И самой не обидеться тоже важно.

- Какое у вас самое сильное театральное впечатление?

- Лет двадцать назад я по-смотрела спектакль «Кроткая» в БДТ в постановке Льва Додина. Я тогда впервые приехала в Ленинград на семинар ответственных секретарей. Города не знала совершенно. И вот переполненный зал БДТ, в главных ролях: Олег Борисов и Татьяна Акимова. Я была тогда поражена работой Борисова, мне казалось, что я нахожусь внутри него, так чувствовала, понимала все, что он делал, мне даже с сердцем стало плохо. После окончания спектакля я вышла и совершенно ошарашенная куда-то пошла, нараспашку, зимой, ночью, не зная города. Шла, пока меня не остановил милиционер... Это была гениальная работа. В нашем театре драмы, помню, сильное впечатление произвел спектакль «Старомодная комедия» с Верой Ершовой и этот же спектакль с Боголюбовой в главной роли. Много раз смотрела в «СамАрте» «Очень простую историю». А какие у них замечательные спектакли по Чехову, Гоголю, Тургеневу!

- Вы с Зоей Чекмасовой были знакомы?

- Я ее уже больше знала как бабушку актрисы Ольги Шебуевой, как ветерана сцены. Я собираю в нашем СТД музей и несколько раз обращалась за помощью к Зое Константиновне, чтобы она по фотографиям рассказала, какой это спектакль, кто на сцене. И вот, помню, пришла к ней со стопкой снимков. Она смотрела, смотрела: «Ты знаешь, Томусь, по-моему, это вот этот спектакль, или не этот…» И когда она по третьему разу начала пересматривать фотографии, я поняла, что вспомнить ей не удается. Зато Зоя Константиновна помогла нам установить точную дату создания нашей организации. У нее нашлись документы, подтверждающие, что Самарский СТД был организован осенью 1914 года. Она вспомнила первого председателя. И в следующем году мы отметим уже столетие. У нас в музее есть и уникальная фотография Михаила Чехова, которая никогда и нигде не была опубликована. Фотография сделана в 1926 году, то есть до того, как он уехал из России. Причем на ней имеется подпись «Не думай, что я такой грустный...» Передала ее мне Софья Красавина. Была такая актриса в нашем драматическом театре, она умерла в Ленинградском доме ветеранов, а я к ней туда ездила. В нашем музее имеются подлинные письма Яблочкиной. Когда был юбилей Бахрушинского музея, мы им подарили одно письмо. Юбилей все-таки, подарок должен быть достойным.

- Я знаю, у вас часто проходят концерты для ветеранов сцены...

- Мы, в первую очередь, творческая организация, но стараемся вникать и в бытовые проблемы. Это началось в 90-е годы, когда жить пенсионерам стало особенно трудно. Зачастую в силу своей профессии актеры - люди бездетные, и старики живут на копеечную пенсию. Мы стараемся им помочь. Гальченко договорился, и наши ветераны съездили в санаторий. Ну и, конечно, наш «Ретроклуб» - собираем их несколько раз в год. Хочется, чтобы они не ощущали оторванность от театра. В общем, я люблю, когда много интересной, творческой работы. Сейчас готовимся к фестивалю «Волга театральная», который будет проходить в Самаре этой осенью.

После интервью мне перезванивает Владимир Гальченко и спрашивает: «А она сказала вам, что несколько лет назад ее наградили премией имени Александры Яблочкиной, и в Москве ей вручал премию Олег Табаков? А про то, что практически все театры Самарской области каждый год выезжают в Венгрию, в Чехию, в Австрию, Данию, и наша дружба с заграницей началась благодаря ее личным связям? И теперь они нам сами звонят, приглашают?»

Об этом я уже знала, ведь театры других городов мечтают об этом, а самарские труппы благодаря Тамаре Воробьевой всегда имеют возможность показать себя за рубежом.

 

СПРАВКА

Воробьева Тамара Яковлевна - заслуженный работник культуры РФ (1998). В 1974 году окончила Куйбышевский педагогический институт. С октября 1974 года начала работать в Куйбышевском отделении СТД, сначала в должности консультанта, с 1976 по 1994 годы в должности ведущего специалиста, затем ответственным секретарем, с 1996 года и по настоящее время является заместителем председателя по творческой и организационной работе Самарского отделения СТД РФ.

Член Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» с 1982 года. С 2006 года совмещает должность заместителя председателя с должностью директора театра «Актерский дом».