Новости культуры российских регионов
24 апреля 2013
Поволжье

Одеяло лучше, чем ковер

В Доме архитекторов открылась выставка петербургской художницы Ларисы Дергачевой.

На третьем этаже Дома архитекторов (в так называемой «бильярдной») выставки проходят редко, да метко. Так, в свое время там имела место инсталляция… из водочных бутылок, а также для всех гостей безостановочно работал водкопровод, обслуживаемый двумя любезными милиционерами.

В настоящее время в том самом зале стены украшены… одеялами. Лариса Дергачева изготавливает их собственноручно, и в сообществе российских мастериц она человек весьма известный и уважаемый. Одеяла эти не «просто», но со смыслом. Смысл заключается в том, что это - лоскутное творчество и как бы красота рукодельного искусства, которой полагается любоваться, словно натюрмортом или пейзажем. Но вместе с тем это и не квилт, и не пэчворк, а совершенно авторские артефакты, на стиль создания которых явно повлияли не сельские пасторали, но питерские музеи и дворцы.

Начав с решения совершенно прикладной задачи (захотелось украсить детский уголок маленькой дочки – и родилась первая текстильная аппликация), Лариса сейчас создает огромные, явно не «одеяльных» размеров полотна. И, в отличие от многих женщин, усердно срисовывающих узоры со страниц специализированных изданий, художница вообще старается оные в руки не брать.

- Я специально не смотрю журналы, посвященные квилту и лоскутному шитью, так как не хочу подпасть под чье-либо влияние. Люблю использовать разные техники и изобретать что-то новое и только свое,- говорит мастерица.

Как бы то ни было, от милого дамского рукоделия сии полотнища отличаются так же, как МиГ от пластмассового вертолетика: буйный полет фантазии сметает аккуратные мозаики лоскутков, переиначивая их в импрессионистские россыпи, экспрессивные вихри… Эдакий мазочек тканью на три метра – впечатляет. Зрителю достаточно найти верную точку – и лоскутное покрывало вспыхивает, обретает объем, словно «фантомашка».