Новости культуры российских регионов
19 апреля 2013
Северо-Запад

А БАБОЧКА КРЫЛЫШКАМИ….

В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Рожденные летать… и ползать».
Борис Григорьев «Грифы», 1913

Выставка посвящена воплощению образов птиц и насекомых в отечественном искусстве XVIII-ХХI веков. Среди представленных более чем 200 произведений из собрания Русского музея, других государственных и частных коллекций – работы, выполненные художниками не только в традиционной манере, но и современные, созданные в нетрадиционных техниках. Открывают экспозицию произведения руководителей и учеников «зверописного» класса Петербургской Академии художеств, которым руководил немец Иоганн Фридрих Грот, родоначальник анималистической живописи в России. Из числа крайне редких ныне произведений молодых «зверописцев» на экспозиции представлены работы Дмитрия Борисова «Лисица с уткой», Иоганна Фридриха Зейпеля «Охотничий натюрморт». Экспозицию дополняют чучела зверей и птиц, служившие моделями для анималистических произведений, а также предметы декоративно-прикладного искусства знаменитых фарфоровых заводов XVIII-XIX вв., в дизайне которых использовались мотивы живой природы. Расцвет анималистической скульптуры пришелся на 1930-е годы. Прославленным мастером этого жанра был лауреат Государственных премий Василий Ватагин, на экспозиции можно увидеть работы Ивана Ефимова, Ариадны Арендт, Сергея Булаковского и другие. К птицам «присоединяются» насекомые, которые ближе к концу ХХ века стали все более занимать воображение скульпторов и художников.

Дмитрий Шагин со свойственным ему юмором изображает как сцену из повседневной жизни «митьков» («Олег Григорьев, скрываясь от милиции, кормит птиц в Финском заливе»), так и собственную интерпретацию истории самого известного насекомого из русской классики – «Митьки помогают Левше подковать блоху». Мир насекомых – это не только мир красоты и изящества: энтомофобия и арахнофобия, столь популярные в западной масс-культуре, в частности в фильмах ужасов, проникают в творчество отечественных художников редко. Но на экспозиции можно увидеть и устрашающее своей упорядоченностью шествие тараканов Марины Ражевой, и щерящихся лапками, присосками, щупальцами, ложноножками энергичных монстров Айрата Терегулова. Продолжают экспозицию произведения современных живописцев и скульпторов, посвященные «рожденным ползать»: насекомым, членистоногим, брюхоногим –  Ильи Кабакова, Николая Копейкина, Рината Волигамси, Марины Колдобской.

Почти двухметровый «Городской скорпион» Дмитрия Каминкера напоминает апокалиптическое видение, гипертрофированных размеров достигает и «Комар» работы его сына и соавтора, Даниила Каминкера. Огромен и «властелин паутины» Лидии Витковской. Владимир Козин создает образы насекомых-паразитов из автомобильной резины. Тема птиц и насекомых в графическом искусстве поистине неисчерпаема: на экспозиции представлена лишь небольшая, но чрезвычайно яркая и самобытная часть произведений, затрагивающих ее.