Новости культуры российских регионов
19 апреля 2013
Поволжье

В Музее модерна выставлены первые цветные автохромы

Основу экспозиции составили цветные автохромы российского дворянина Петра Веденисова.

Мир начала ХХ века вовсе не был черно-белым. На снимках, предоставленных Московским Домом фотографии, мы видим детей в ярких костюмах, румяных барышень, господина с веточкой сирени... Еще в конце XIX века братья Люмьер разработали технологию трехцветной фотографии. Этот метод был пригоден только для неподвижных объектов, так как фотограф вынужден был проводить три последовательные съемки, каждую через свой фильтр. В 1903 году Люмьеры запатентовали другой, более совершенный, с более точной передачей цвета метод цветной печати — автохром. Материалом основы стало стекло, которое позднее заменили на пленку. Нельзя не упомянуть другого изобретателя цветной фотографии - нашего соотечественника Сергея Прокудина-Горского, который в 1902 году изобрел, а в 1905 запатентовал метод цветной печати, с более качественным изображением. Но из-за сложности процесса он не обрел популярности.

На выставке в Музее модерна представлены автохромы русского дворянина, фотографа-любителя Петра Веденисова, созданные в период с 1909 по 1914 год. Петр Веденисов - выпускник Московской консерватории. В 1888 году он приехал в Ялту и, поселившись там, сразу же оказался в центре внимания. Увлекающийся краеведением, метеорологией, он с интересом следил за научными открытиями и техническими новинками, а потому стал одним из первых создавать фотографии на стеклянных пластинах. Петр Веденисов фотографировал членов своей семьи, друзей-музыкантов, повседневную жизнь ялтинских улиц, модные интерьеры и натюрморты. Его автохромы, композиционно выверенные, напоминали живописные картины и пользовались большой популярностью. На музыкальных вечерах цветные фотографии при помощи проекционного фонаря передавались на экран. На сегодняшний день сохранилось 150 цветных стеклянных пластин, созданных Петром Веденисовым, которые  хранятся в Московском Доме фотографии. На выставке в Самаре представлены 50 его работ.