Новости культуры российских регионов
19 апреля 2013
Поволжье

«Золотая маска» завершилась в пользу провинции

Результаты главного театрального конкурса страны оказались неожиданными.

Подошел к концу национальный театральный фестиваль «Золотая маска». В Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко на торжественной церемонии оглашены решения жюри. В номинантах и лауреатах «Маски»-2013 оказалось удивительного много провинциального театра. Награду получила и экс-самарская актриса Роза Хайруллина.

Инновации и дебютанты

Спецкор АКИ в этом году имел честь входить в экспертный совет фестиваля, то есть был среди тех, кто отбирал номинантов на премию. Изнутри этого кропотливого, муторного и непростого процесса заметить какие-то фестивальные тенденции почти невозможно. Единственное, что было понятно еще до формирования окончательного списка номинантов — очень много набиралось кандидатов в раздел «эксперимент», кажется, намного больше, чем в прошлые годы. Один из претендентов, кстати, в итоге попал в офф-программу «Маска Плюс», не пройдя в основной конкурс, зато стал лауреатом «Инновации», премии в области современного визуального искусства — это опера «Марево» арт-группы «Провмыза» из Нижнего Новгорода. И этот факт хорошо показывает, как расширяются границы развития современного театра.

Экспертный совет тенденций не видит — он занят отсматриванием, оценкой и сравнением большого потока спектаклей, поставленных за сезон. И уже после, когда афиша фестиваля окончательно сформирована, из нее начинают делать выводы. И ты вдруг оглядываешься и понимаешь, например, что в номинантах оказалось много актуального (документального, социального, политического, экспериментального) театра. Такого, который не укладывается в привычные рамки. В основном — это из года в год неизменно — на малой сцене. В этом году его особенно много появилось в Петербурге. Из северной столицы и «Антитела» (наверное, самое сильное, что я когда-либо видела в документальном театре), и радикально переписанный и переосмысленный «Король Лир» Богомолова, и «Злая девушка» Дмитрия Волкострелова, главного новатора прошлого сезона, пополнившего коллекцию своих минималистичных постановок по пьесам белорусского новодрамовца Павла Пряжко.

Волкострелов, кстати, дебютант на «Маске». Дебютанты и Максим Диденко с Николаем Дрейденом, поставившие в питерском ТЮЗе тонко сделанный, актуальный в своем театральном языке мюзикл «Ленька Пантелеев». А были еще новички в номинациях: впервые полноправными участниками конкурса в малой форме стали завсегдатаи раздела «Эксперимент» - «театр художника» Дмитрия Крымова и документальный «Театр.doc». Своего рода прорыв.

Не Москва и не Питер

Самары в конкурсе «Маски»-2013 не было — прошлый сезон в наших драматических театрах выдался не самым плохим, пара-тройка крепких спектаклей появились, но не более того. Тем не менее всех, конечно, интересует, «за что» взяли в конкурс провинциальных коллег.

Итак, что нестоличного было на этой «Золотой маске»? Например, «Путешествие Алисы в Швейцарию» Красноярской драмы - постановка Олега Рыбкина по пьесе современного швейцарского драматурга Лукаса Бэрфуса. Спектакль о женщине, решившейся на эвтаназию, сделан почти как читка — актеры сидят на скамейках и сдержанно, почти без эмоций, произносят свой текст, их лица снимают и крупным планом транслируют на экраны. Рыбкин нашел очень точный код для новой драмы: в этой неэмоциональности актеров — и залог доверия зрителя, и деликатный подход к теме, в которой очень легко скатиться в спекуляцию.

Например, «Дураки на периферии» Камерного театра из Воронежа - очень ярко и адекватно перенесенный на сцену Андрей Платонов, смешная и обаятельная вещь Михаила Бычкова, стилизованная в духе времени (на спектакле вспоминаешь и Ротко, и Зощенко).

Например, «Август. Графство Осейдж» новосибирского «Глобуса», едва ли не самый удачный спектакль по этой пьесе, широко разошедшейся по нашим театрам. Камерная сцена, интересно организованное пространство (зрители сидят повсюду, как и дом распадающейся американской семьи разбросан по всему пространству зала) и актеры, существующие традиционно, но очень точно - вот секрет не только самой интересной российской постановки по пьесе Трейси Леттса, но и «Золотой маски» за режиссуру, присужденной Гацалову.

Или, например, «Софокл. Эдип, тиран» Саратовского ТЮЗа, постановка немца Маттиаса Лангхоффа по пьесе Хайнера Мюллера — настоящий театральный эпос с интереснейшей сценографией.

А в большой форме «Маску» получил ярославский спектакль «Без названия», единственный «провинциал» в этой номинации. Его поставил Евгений Марчелли, один из самых интересных и своеобразных режиссеров среднего поколения, много раз номинировавшийся на «Маску» и не в первый раз ее получающий. Его спектакль по ранней пьесе Чехова «Платонов» - почти фарс о несовпадениях в любви и несостоятельности, с прекрасной работой Виталия Кищенко (Платонов), удостоенного за нее актерской «Маски».

Или вот, например, Нина Чусова — мюзикл «Алые паруса» новосибирского театра «Глобус» в ее постановке был выдвинут в пяти номинациях (и получил дирижерскую «Маску»). Чем отличается сибирская работа Чусовой от того, что она ставила в Самаре? Тем, что там больше ста человек на сцене (у «Глобуса» есть своя вокальная студия, студия пластики, молодежный хор и молодежный симфонический оркестр) и мощное техническое обеспечение (особенно впечатляют пейзажные видеопроекции), а такие масштабные музыкальные вещи, видимо, удаются режиссеру Чусовой лучше всего.

Неоправданные ожидания

Хотя самарские театры номинированы не были, наш город все равно, можно сказать, победил. Потому что «Маску» за лучшую женскую роль отдали Розе Хайруллиной, нашей Розе, которую после 12 лет работы в «СамАрте» мы так и продолжаем считать своей.

Результаты конкурса в части драматического театра (в музыкальном тоже, но о нем не пишу) во многом оказались неожиданными. Ставки делались на консерватизм жюри, однако ожидания не оправдались. Внезапно провинциальные и петербургские «Маски» перевесили московские. Награда ярославского спектакля «Без названия» оказалась второй (!) провинциальной «Маской» за спектакль большой формы за все время существования фестиваля (первую дали в 1996-м той самой казанской «Буре», в которой играла Хайруллина).

Более того, неожиданно много наград досталось «молодым и дерзким». «Маску» за спектакль малой формы отдали петербургским «Антителам», документальному спектаклю, посвященному убийству антифашиста Тимура Качаравы, наверное, самой искренней работе конкурса. В постановке использованы реальные интервью с близкими убийцы и убитого, но из документа Михаил Патласов (кинорежиссер, театральный дебютант) сумел сделать большой силы художественное произведение. Такой, что вместо аплодисментов и актерских поклонов спектакль оканчивается зрительской минутой молчания. «Антителам» достался и приз критики. В режиссерской номинации, как уже было сказано, мэтров обошел 35-летний Марат Гацалов. А спецприз жюри достался не только коллективу спектакля «Пристань», в котором режиссер Римас Туминас занял старейшин театра им. Вахтангова, но и возмутителям театрального спокойствия - режиссеру Дмитрию Волкострелову и художнику Ксении Перетрухиной.

И какие скидки ни делай на пристрастия жюри и вынужденные компромиссы, итоги «Маски» все же показывают тенденции в развитии российского театра. Разобраться в них будет лучше, чем сетовать, что «Маску» дают только москвичам и «своим».

Роза и ее Лир

Высшей театральной награды страны удостоена бывшая актриса «СамАрта», артистка театра под руководством Олега Табакова Роза Хайруллина. По иронии судьбы, чтобы наконец-то получить «Маску» за лучшую женскую роль, Розе потребовалось сыграть мужскую - короля Лира в спектакле «Лир» петербургского театра «Приют комедианта». (Похожую шутку судьба сыграла с руководителем художественных программ «СамАрта» Адольфом Шапиро - в 2010-м режиссер получил свою первую «Маску» за первую в своей жизни оперу). Своего бесполого, облеченного властью героя, с проблесками то тепло-человечного, то детского, то равнодушно-жестокого, Роза играет, как всегда, виртуозно. Трагедия Шекспира в постановке Константина Богомолова вызвала споры, но грандиозная работа Розы в этом непростом спектакле — вне всяких сомнений.