Новости культуры российских регионов
18 апреля 2013
Центр

Опять горит зеленый

В столице Черноземья изданы поэтические посвящения железной дороге.

Железнодорожная  тематика в русской поэзии занимает место, посягнуть на которое вряд ли способна любая  другая  область  человеческого бытования – это факт. Здесь и музыка дороги, и любование красотами  природы, мелькающими в окне вагона, и романтика  неведомых путей, и неясные, но такие понятные надежды на далекое счастье… Полный, одним словом, спектр ощущений и переживаний  человека, влекомого "охотой к перемене мест".

Дорожная территориальная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Юго-Восточной железной дороге содействовала появлению  сборника  стихотворений  русских поэтов двух последних столетий, вдохновлявшихся  поэтикой стальных магистралей. Он вышел ОАО «Воронежская областная типография» под названием «Зеленые огни на дальних перегонах» с подзаголовком «Железная дорога в русской поэзии».  Редактором-составителем издания выступил известный воронежский литератор Виктор Будаков.

От Федора Глинки и Петра Вяземского до Александра Твардовского и Юрия Кузнецова… Предисловие оговаривает: «железнодорожная» поэзия, объединенная в полноценную книжку – прецедент в масштабах страны. Даже странно, что так: кажется, сам запах промасленных шпал и перестук колес поезда  способны  дать творческий импульс не только профессиональному пииту. Равнодушные к теме вряд ли найдутся, и, значит, инициаторы ее полиграфического «обособления» в формате сборника должны были появиться уже давно. Но – вот только теперь, и только в Воронеже. 

Книжка составлена из стихов не целиком. Раздел, посвященный конкретному автору, открывается небольшой, но емкой справкой (не лишенной, впрочем, аналитического подхода)  о его жизни и творчестве. Момент не только не лишний, но и – необходимый в данном контексте: да, в  интернете поиск любых сведений – дело нескольких минут, но… Как часто мы  набираем в поисковике, скажем, имя «Нестор Кукольник»? Талант широкого литературного профиля (поэт, прозаик, драматург) со школы клеймился позором за свои «трескучие реакционерские вирши» – и до сих пор он живет с этим ярлыком в создании большинства сограждан. Так что просветить нас насчет ошельмованных творцов, вычеркнутых  из «списка» отечественных сочинителей, достойных памяти благодарного читателя,  вовсе не лишне. «И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле…» Это – 1840 год, «Попутная песня» мракобеса Кукольника.

Анализировать представленные произведения, естественно, – глупость: классика – она и на железной дороге классика. Скажу лишь, что и круг авторов можно расширять, и к подбору произведений подходить с вариантами: поле деятельности, если смотреть на ситуацию с точки зрения  переиздания сборника – обширнейшее.