Семейные подряды в искусстве и творческие династии – не нонсенс по нынешним временам. Но далеко не каждая группа художников (в широком смысле слова), объединенных родственными связями, представляет интерес для широкой публики. А вот семья скульпторов Салычевых, без сомнения, такого интереса стоит.
Гости из соседнего Тамбова – заслуженный художник России Михаил Салычев, его супруга Наталия Цыцина и их дети Маргарита и Дмитрий Салычевы – предложили Воронежу экспозицию, составленную из произведений скульптуры и живописи. Дополняют эти работы фотографии монументальных творений скульпторов, воплощенных в жизнь Тамбове и других российских городах.
С ностальгическим приветом
Благодаря стараниям Салычевых, «Нефта» превратилась в маленькую страну серьезных и не очень обитателей: большинство представленных скульптур – массивные, колоритные, с характерами. Отчасти эти фигуры отсылают к эстетике примитивизма: тот же чистосердечный наив автора и модели, те же легкие и простые связи между внутренним миром и внешним. Идет ли речь о человеке, птице, звере – неважно…
Любимый материал Михаила Салычева – дерево. Лаконичный, но исчерпывающий (в плане получения нужных зрителю сведений) язык садово-парковых скульптур этого автора говорит об умении работать именно с большими объемами: характер «модели» читается без труда. Портрет – один из любимых жанров художника; рассматривать внушительные деревянные формы салычевских персонажей – море удовольствие. Может, ностальгия тому «виной»: напоминают старых добрых героев советских мультиков. В пору создания которых до моды на жуткие рожи в анимации для детей было далеко. А еще всегда чрезвычайно приятно видеть уважительное отношение мастера к материалу – когда со всей бережностью и даже любовью показываются его фактура, природные особенности и богатства.
Наталья Цыцина активно работает в керамике, изобретательно решая сложные композиционные и пластические задачи. Игра светотени в малой пластике позволяет художнице успешно соединять в одном произведении эффекты цвета, формы и пространства. Нельзя не отметить и работу авторской мысли: Наталья совсем не прочь пошалить (впрочем, это – в той или иной степени – относится ко всем представителям семейства), побаловать зрителя милой придумкой («Хозяйка ночи»). В какой-то мере ее работы сродни притчам, легким эссе.
Одно другому не мешает
Дмитрий Салычев – больше, показалось, живописец, чем скульптор: картины привлекают набором выразительных живописных фраз, настроением, образностью. Хотя внушительных результатов этот автор добился как раз на поприще ваятеля: в 2009-м победил в конкурсе на разработку эскизного проекта скульптурной композиции, посвященной основанию Тамбова. А четырьмя годами ранее Салычева-младшего наградили дипломом «Инновационное мышление. От идеи до реализации», отметили наградой Российской Академии Художеств за скульптурную композицию «Памяти жертвам крестьянского восстания в Тамбовской губернии 1920-1921 годах», которая экспонировалась на Всероссийской выставке «Наше Отечество» в Москве.
Самая младшая из Салычевых, Маргарита, совсем, по меркам искусства, молода – 1987 года рождения. Окончила отделение «ДПИ и народные промыслы» Тамбовского педагогического колледже. Сейчас – студентка Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Ее творения из текстиля и прочих «немонументальных» материалов выдают в авторе любителя игрушек и, опять же, мультяшных персонажей – симпатичных и обаятельных. Хотя не только «детский мир» привлекает девушку: она активно участвует во всевозможных выставках и различных конкурсах. Таких, к примеру, как творческое состязание молодых московских художников по скульптуре из песка «Великие достижения человечества», всероссийские конкурсы на решение проектов памятников Петру Столыпину в Москве и патриарху Московскому Гермогену. Вот и вывод: можно одновременно продолжать семейные традиции и быть яркой, самостоятельной творческой личностью.