Ее стараются не пропустить даже те, кто не сильно обеспокоен состоянием воронежского искусства в чистом, так сказать, виде: выставка дизайн-проектов – вернисаж особого свойства. А точнее – практического назначения: экспонаты создаются не только ради эстетического удовольствия, но и с целью утилитарного воплощения в жизнь.
Седьмая по счету выставка Воронежского отделения Союза дизайнеров России открылась в муниципальном выставочном зале по улице Кирова, 8. Предметный и графический дизайн, интерьеры, арт-дизайн от признанных мастеров плюс лучшие студенческие работы по дизайнерским специальностям, выполненные представителями ВГАСУ; в этом году плотность экспонатов заметно «перекрыла» соответствующие показатели предыдущих выставок.
Без преувеличения – на все случаи жизни: дизайн квартир, особняков, городских кафешек и прочих «заведений» увеселительного, а также делового характера. Проекты реконструкции зданий, скверов, парков. Оформление магазинов, офисов, клубов. Одежда, куклы, эксклюзивные предложения для автосалонов и т.д., и т.п.; одно перечисление составляющих экспозиции требует специальной подготовки.
На открытие выставки приезжал большой человек – Президент Союза дизайнеров России, доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии Юрий Назаров. Юрий Владимирович сказал, что на него произвели большое впечатление не только труды, представленные на Кирова, но и – городские объекты, которые удалось увидеть во время экскурсии по Воронежу.
– Зимний драматический театр – настоящий подарок дизайнеров горожанам, – поделился мнением гость. – Он меня просто поразил. Гораздо интереснее, чем прежде, выглядит обновленный Кольцовский сквер. Вообще городская воронежская среда постепенно меняется к лучшему: приятно удивила чистота улиц, которой прежде не наблюдалось.
Что же касается непосредственно выставки – Назаров назвал ее чудом, осененным мистической цифрой «семь», во все времена почитаемой архитекторами.
– Честно говоря, не ожидал такой избыточности, в хорошем смысле, приятных и качественных работ, освоивших пространство зала, – признался мэтр. – Желаю, чтобы эта выставка послужила стартовой площадкой для молодых талантливых коллег, а для тех, кто уже плодотворно работает в дизайне, стала бы еще одним подтверждением их высокого профессионализма. Люди, отважившиеся представить здесь работы, не пожалеют об этом: их проекты станут объектом внимания общественности, культурным событием воронежской дизайнерской жизни.
О динамике развития местной творческой мысли говорил и начальник городского управления культуры Иван Чухнов, подчеркнувший: за все время проведения выставок дизайна не пропустил ни одной из них.
– В том окружении, которое вы способны организовать, хочется жить, – адресовал признательность авторам Иван Петрович. – Вот, есть на выставке несколько проектов благоустройства Бринкманского сада – с обоснованием концепции, функций и так далее. Очень хочется, чтобы эти планы реализовались – подобно тому, как уже вошли в нашу жизнь ряд проектов, представленных на прошлых дизайнерских выставках.
Да, они и впрямь – на памяти: проект оформления Петровского книжного клуба, народного музея Сергея Есенина, Адмиралтейской площади… А на Бринкманском саду действительно стоит особый акцент сделать: очень жаль, что эта территория – почвенный участок земли без малейшего намека на «сад» – до сих пор никак не благоустроена. Отсутствуют освещение, места отдыха, пешеходные дорожки. Перемещаться можно только по грунтовке: чуть капнул дождик – и дороги нет как нет. А ведь место – с традициями, историческое. Практически центр города…
Удивляться фантазии дизайнеров – вроде как расписываться в собственной профанации: уж кто горазд на выдумку, так это они. Но и при всем том случаются «встречи», поражающие неожиданным ходом авторского поиска: к примеру – «архитектура вокруг тела». Курсовые работы по дисциплине «Архитектурно-художественное моделирование», призванные сочинить «объемно-пространственные структуры в стиле мастера».
– Студент изучает творчество какого-либо архитектора и создает в его стиле пространственный коллаж – таким образом, чтобы он расположился вокруг тела, – прояснила смысл творческого задания преподаватель авторов, доцент кафедры дизайна ВГАСУ Татьяна Паничева. И рассказала про не менее интересные экспонаты – проекты школьников, посещающих детскую студию «Ступени», работающую при кафедре. В числе студийцев даже первачки есть: принимают всех желающих. Наблюдаются у ребенка способности к рисованию или нет – значения не имеет.
Креативить учат в студии отнюдь не в первую очередь: главное – научить человека думать, воображать. Насколько это получается, можно судить по представленным на выставке «комнатам моей мечты» в ассортименте: малолетние ваятели «устраивают» в своих умопомрачительных детских джунгли, вешают качели, «зажигают» звезды.
– Таким образом, собственно говоря, ребенок утверждается в том, что любая творческая мысль может иметь реальное воплощение, – убеждена Татьяна Борисовна. – И, не отказываясь от своей мечты, какой бы несбыточной она поначалу не казалась, сам себя уважать начинает…