Новости культуры российских регионов
11 апреля 2013
Северо-Запад

СПЛОШНАЯ ИДЕОЛОГИЯ СЛАВОЯ ЖИЖЕКА

В Петербурге состоялся предварительный показ фильма «Киногид извращенца. Идеология» самого знаменитого современного поп-философа Славоя Жижека.

В российский прокат фильм выходит 25 апреля.

 

Фильм снят по сценарию Жижека режиссером Софии Файнс. Это второй их совместный фильм, снятый через 6 лет после первого с похожим названием «Киногид извращенца». Это не столько действительно киногид, сколько интеллектуальная философская кино-игра, которую предлагает Славой Жижек умеющему мыслить зрителю, и которая основана на его научных трудах. Ветеран фрейдомарксистской культурологи, Славой Жижек использует собственный метод интерпретации символов массовой культуры и исторических событий, и предлагает совершенно новое понимание того, как устроена идеология, формирующая наши убеждения и действия. Жижек утверждает, что сегодня мы не обязаны выполнять свой жизненный долг, принося жизнь в жертву идеологии, но, тем не менее, мы идеологически интерполированы, воспринимаясь общественными лидерами как «субъекты удовольствий». Но в современном мире потребления как раз очень сложно просто получать удовольствие: экономическая и политическая системы фактически лишь используют человека, как субъекта удовольствия, которому при умело составленной рекламной жвачке легко «впарить» любую идеологию – от тотального потребления кока-колы до тотального поклонения вождям и диктаторам. Жижек выстраивает свою картину тотального идеологического воздействия на человека, используя кадры из своих любимых фильмов – «Заводной апельсин», «Чужой среди нас», «Таксист», «Последнее искушение Христа», «Триумф воли», «Кабаре» и другие. Он осуждает лживый «голливудский марксизм» в духе Джеймса Кэмерона, проводит знак равенства между идеологией нацизма и коммунизма, примеряя мундир Сталина. Противопоставляя Джокера из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана Бэтмену и остальным персонажам, олицетворяющим управление обществом посредством основного инструмента – лжи, говорит о явном социальном заказе. Цитируя Дмитрия Карамазова – «Если Бога нет, то все позволено» - Жижек утверждая, что Достоевский отстаивает как раз противоположную точку зрения: «Если Бог есть, то все позволено». Мечту о гармоничном мире Жижек исследует через культурологические смыслы использования «Оды к радости» Бетховена. Он прочитывает 9 симфонию Бетховена как противоположность «Заводному апельсину», «Вестсайдской истории» и Лондонским беспорядкам 2011 года. Взрывы агрессии в Лондоне преподносятся как дикий импульс, когда слова и «потребительство» терпят крушение. Но в этом мире, который захлестывают волны протестов, Жижек призывает нас быть реалистами: требовать перемен в социальном и экономическом устройстве мира и выходить за рамки капитализма. И даже если утопические мечты потерпят крушение, нельзя становиться циниками: нужно продолжать надеяться и бороться как «духи, неудавшихся революций, блуждающие по миру, вечно неудовлетворенные реальностью, которые однажды обретут свой дом в новой свободе»!