Новости культуры российских регионов
9 апреля 2013
Сибирь

Превращения женщин и неодушевленных предметов

В кемеровском Доме художников открылись две небольшие фотовыставки.

Организовала их арт-мастерская «33+1», а персонально – кемеровчанка Марина Исраилова и Василий Мельниченко из Омска. Выставки можно рассматривать по отдельности, а можно и вместе, хотя бы потому, что упомянутый Мельниченко выступает в одном случае как автор, а в другом – как куратор.

Проект Василия Мельниченко «Гусеницы» - это серия крупноформатных фотографий, героинями которых стали женщины средних лет (от 27 до 45), разнообразных профессий, красавицы и дурнушки. Все они раздеты донага и завернуты в полупрозрачную полиэтиленовую пленку, образующую полупрозрачные коконы. Интимные части, впрочем, почти не просвечивают – нынешние вечерние или летние женские одежды гораздо менее целомудренны. Интерьеры подобраны по роду занятий: то гламурная гостиная, то мрачная стройка, то навороченный офис, то обычная кухня.

Портреты в коконах снабжены листками интервью – героини отвечают на вопросы типа: «Думаете ли вы о мужчинах?», «Что вы думаете о равноправии полов?», «Как вы будете себя вести, если вдруг вернутся домостроевские порядки, женщин обяжут носить платок и есть за отдельным от мужчин столом?» Надо сказать, у листков с интервью посетители выставки проводят гораздо больше времени, чем у фотографий. Хотя художник потратил немало постановочных усилий, выстраивая каждый кадр. Это привычная беда современного искусства: разъяснения, как правило, интереснее, чем изображения.    

На первый взгляд, в основе всего проекта лежит нехитрая, но богатая метафора: гусеница – куколка – бабочка. И утверждать этот проект должен прежде всего представление о метаморфозах женской красоты. Можно вспомнить еще реплику одного пропойцы из повести Довлатова «Заповедник». На вопрос, чем все-таки его привлекла бывшая жена, он, поразмыслив, отвечает: «Спала аккуратно, как гусеница».

Но нет, на открытии выставки Василий Мельниченко заявил, что его страшно волнует вопрос о равноправии полов в России, и он намерен сию минуту затеять по этому поводу дискуссию. Почти как Швондер в «Собачьем сердце». Вывешенные интервью тоже преследуют цель прежде всего провокативную – причем не столько ответы, сколько сами вопросы. Ответы как раз не отличаются особой радикальностью. К примеру, дамы, конечно, не против равноправия, но при этом хотят, чтобы им по-прежнему подавали пальто и платили за них в кафе. Несколько ответов на вопрос про платки, домострой и раздельное питание мы выписали отдельно:

Катерина, финансовый директор: «Ужас какой, а кто мужчинам тогда будет сахар в чае размешивать? Тайские трансвеститы?»

Наталья, директор туристической компании: «Я нашью себе много красивых платков и буду неотразима в них».

Анна, юрист: «Научусь с этим жить».    

Впрочем, немало и ответов типа «Примкну к числу феминисток» или «Буду отстреливаться в окопах». В сочетании с этими воинственными заявлениями и название «Гусеницы» вызывает прежде всего представление о ходовой части танка. Но тогда и заворачивать героинь следовало в полотнища цвета хаки с камуфляжными пятнами.

В соседнем зале картинки совсем другого рода. Почтенный французский художник Ги Ремьон (ему уже за 70) много лет занимался документальными репортажами из нищих стран, типа Пакистана или Непала. Но когда ему завили, что он зарабатывает деньги на чужой бедности, он обиделся и обратился к абстрактной фотографии. Работает он в технике цифровой макропечати: снимает, например, потертость на палубе корабля, увеличивает донельзя, усиливает цвета – и перед нами целый взрыв пестрых красок, обрамленных энергичными царапинами. 

На других фото угадывается то горячий металлический шар в чешуйках окалины, то фломастерные каракули, увеличенные до толщины пальца, но большей частью это действительно абстрактные композиции. Краски в основном пронзительно-кислотные: в офисе, пожалуй, повесить можно, а вот дома я бы поостерегся.

Мельниченко, горячий пропагандист творчества Ремьона в Сибири и ее окрестностях, полагает, что главная ценность его работ – познавательная: оказывается, из любой затхлой щели можно извлечь бездну информации. Это, безусловно, верно, но кто сказал, что в сегодняшнем мире человеку недостает информации? По-моему, все обстоит ровно наоборот: информация агрессивно просачивается отовсюду, не цифрой, так децибелами, и кто умножает познания, умножает скорбь.

При этом обе выставки любопытны и достаточно остроумны, полезны в просветительском отношении – посмотреть, что в мире делается, – и исправно выполняют свою провокационную функцию. Недаром их уже показали в нескольких городах Сибири и Урала, а из Кемерова повезут в Краснодар.