Новости культуры российских регионов
8 апреля 2013
Поволжье

Да, были звери в наше время

Арсенал приглашает всех посмотреть «Бестиарий».

Говорят, эта выставка «сделала» всех на последней московской молодежной биеннале современного искусства. Нижегородским ценителям новейшего искусства тоже очень понравилось – и солнце из веников, и высоченный манекен в черной драпировке, и… Впрочем, по порядку.

Выставка «Бестиарий» создана одноименной арт-группой. Бестиарий – потому что используются образы фантастических зверей, символизирующих, как и полагается в средневековых бестиариях, различные качества: мощь, отвагу, подлость и так далее. Экспозиция словно бы составлена археологами сильно отдаленного от нас будущего, что дает смешной и одновременно какой-то торжественный эффект. Подобно тому, как школьники (да и не только) мешают в одну кашу Ивана Грозного и Петра Первого, раннее и позднее средневековье, искатели будущего собрали груду обломков двадцатого века, в меру сил переосмыслили и поставили на уважительно-нелепые пьедесталы.

Реалии двадцатого века предстают в укрупненном размере – эдакие гигантские тени прошлого. Многим вполне невинным вещам приписана архетипическая серьезность чуть ли не каменного века. Чего стоит, например, огромная «медвежья шкура», на которой выстрижен культовый знак – пять олимпийских колец. Иные исторические события подаются « в лоб»: каменная плита с изображением Ленина и крестьян раскололась надвое – вот вам и раскол.

Высокий потолок и просторы арсенальского зала явно ассоциируются с пространствами культовой архитектуры – например, с готическим собором или тронным залом. Создатели «Бестиария» признались, что этот зал идеально подходит для их детища, и организовали пространство особым образом. Инструкции к детским играм и пояснительные рисунки к ним торжественно размещены таким образом, что создается нечто наподобие коридора, выложенного красной ковровой дорожкой. Посередине пути находится весьма неприятный объект – стеклянный ящик с огромной дохлой крысой. Двуглавой.

В конце церемониального коридора, приподнявшись на ступеньках, раскинулся языческий шатер с подобием алтаря; на возвышении, аки на троне, возлежит гигантский китовый позвонок. Чуть сзади и сбоку, в угрюмой темноте, к стене прикована гигантских размеров цепь с звеньями в полметра длиною каждое. Рядом – пара сомасштабных костей (говорят, настоящих мамонтовых, позаимствованных из дарвиновского музея). Кто это был: страж или пленник?

А в другом конце зала, над землей (специально купленной в садовом магазине) ощетинилось ослепительное солнце… из прутьев, обычно употребляемых на изготовление метел. В самом центре светила – живой глаз, он же Око Всевидящее (и порой порыкивающее), странно совмещающее в себе функции недреманного божьего ока и вездесущести Большого Брата.

Выставка работает до 19 мая.