Новости культуры российских регионов
3 апреля 2013
Северо-Запад

Михаил Дурненков: «Невозможно писать в стол»

Конкурс новой драматургии «Ремарка» назвал победителей.
Сидят (слева направо) – Вячеслав Киреев (2 место), Максим Берштейн (3 место) и победитель Юрий Лугин. Стоят председатель жюри драматург Михаил Дурненков (слева) и арт-директор конкурса Олег Липовецкий

Лучшей была признана пьеса «Еще не раз Вы вспомните меня» Юрия Лугина, учителя русской словесности из Ивангорода Ленинградской области. Второе место  у пьесы питерца Вячеслава Киреева «Последний звонок», третьей стала пьеса петрозаводского журналиста Максима Берштейна «Хижина неандертальца». Все трое присутствовали на финале – обязательное условие публичной читки.

Около 70 пьес от 46 авторов, в возрасте от 20 до 77 лет, поступило на конкурс. Три четверти всех пьес из Санкт-Петербурга, а также из Ленинградской области, Вологды и Вологодской области, Сыктывкара, Пскова, Петрозаводска и Суорви. 17 пьес вошло в шорт-лист, три вышли в финал. 

По мнению председателя жюри, известного московского драматурга и сценариста Михаила Дурненкова, «Ремарка» может стать одним из основных драматургических конкурсов в стране. На российский конкурс «Любимовка» поступает порядка 400 пьес, на «Ремарку» пришло порядка 70-ти. И это означает, что у участников северного  конкурса больше шансов не затеряться в потоке, обратить на себя внимание профессионалов.

– Верю в укрупненное внимание к писателю, – сказал на пресс-конференции Михаил Дурненков. –  Для того чтобы написать вторую пьесу, нужно, чтобы твою первую пьесу заметили. Невозможно писать в стол. Нужна оценка экспертного сообщества.

Инициатор конкурса новой драматургии «Ремарка», его арт-директор – известный петрозаводский режиссер Олег Липовецкий. Интернет-журнал «Лицей» вместе с Центром культурных инициатив стали организаторами конкурса. «Ремарку» поддержало Министерство культуры Карелии.

Публичная читка проходила на большой сцене Национального театра. Каждую под руководством режиссера готовили актеры одного из петрозаводских театров.

Ситуация пьесы «Хижина Неандертальца» Максима Берштейна абсурдна: в провинциальном городке Табурецке, узнав о том, что в местную тюрьму переводят опального олигарха Говорковского, начинают лихорадочно соображать, какую пользу из этого можно извлечь для родного города.

– Идея пьесы возникла после того, когда в колонию Сегежи перевели Михаила Ходорковского, – рассказал на обсуждении пьесы автор. – Мы с друзьями стали представлять – а что там теперь произойдет?

Автора на обсуждении упрекнули, что он взял сиюминутную ситуацию, что через год-два все забудут о Говорковском. Михаил Дурненков заметил:

– Автор не должен думать о своих отношениях с вечностью, иначе это коммерческий подход. Есть вещи, которые не устареют никогда. Здесь есть четко расставленные понятия,  в том числе через понимание патриотизма: страна и государство – разные вещи.

Пьесой Берштейна заинтересовался театр в Новосибирске. Там сказали: «Это про нас!»

Действие пьесы Юрия Лугина «Еще не раз Вы вспомните меня» происходит в 1921 году в Петрограде, вскоре после смерти Блока, перед расстрелом Гумилева. Среди героев пьесы чекисты, поэты, случайные уличные  прохожие, красноармейцы. Михаил Дурненков считает плюсом, что Гумилев, как и в пьесе Булгакова о Пушкине, остается за кадром. Отметил он и еще один плюс:

– Это из тех редких пьес, когда следующая сцена обманывает ожидание. Мы знаем, что произойдет, но не знаем, как это сделает автор.

Самая жесткая пьеса «Ремарки» – «Последний звонок» Вячеслава Киреева.. Завязка криминальная: учительница берет в заложники своих учеников, детей вип-персон. Она выдвигает ультиматум: через 45 минут, к концу урока, власти должны найти преступника, который за две недели до этого сбил насмерть  на своей иномарке ее единственную дочь, покалечил мать. Если не найдут – она убьет заложников.

Пьеса Киреева вызвала самые бурные и разноречивые суждения, даже у актеров. Главная претензия автору – ненормативная лексика. Сам автор определил аудиторию пьесы как 25+, хотя Михаил Дурненков думает иначе:

– Если ее избавить от ненужных физиологических вещей, то пьеса для ТЮЗа.

У режиссера Лидии Толстовой иное мнение:

– Это нужно показывать взрослым, депутатам Государственной думы. Очень важная пьеса. Что будет с нашими детьми?

– Я против политики ограждения детей от правды, – продолжил полемику Михаил Дурненков. – Они не идут в театр, который не имеет к ним отношения. Театр учит через истории, которые происходят с тобой и не с тобой.

Юрий Лугин считает, что конфликт, показанный у Киреева,  –  то, что может реально произойти в ближайшем будущем. Он признался:

– Пьеса меня перетряхнула капитально.

На следующий день Михаил Дурненков и Олег Липовецкий провели семинар для драматургов, на который приехали и те участники конкурса, пьесы которых не вошли в шорт-лист. Речь шла об особенностях современной драматургии, режиссерского прочтения, совместной работе над пьесой автора и режиссера.

Уже можно сказать, что через год конкурс состоится вновь – 31 марта – 1 апреля.