Новости культуры российских регионов
1 апреля 2013
Поволжье

Светлана Баскова: «Работники АВТОВАЗа цитировали мне О`Генри»

В киноклубе «Ракурс» режиссер Светлана Баскова представила свой новый фильм «За Маркса…».

Продюсером картины стал ее муж Анатолий Осмаловский. Фильм был представлен на 63-й Берлинале, известной своей социальной направленностью. После показа Баскова пообщалась со зрителями.


Ум рабочих масс

- Все диалоги рабочих в фильме и диалоги олигархов как будто взяты из театра студенческих миниатюр. Вы специально хотите подчеркнуть условность героев?

- И владельцы, и работники завода в фильме показаны такими, какие они есть на самом деле. Просто вы не видели этих людей, не разговаривали с ними. Прежде, чем снять фильм, я побывала на многих заводах, пообщалась с представителями профсоюзных организаций при них. И могу сказать, что активисты-профсоюзники - это образованные, высокоинтеллектуальные начитанные люди. У них есть свои киноклубы, в которых они знакомятся с творчеством Годара и других выдающихся режиссеров. Когда я посещала предприятие в Тольятти, работники цитировали мне О`Генри. В Челябинске с активистами мы обсуждали творчество Гольбейна… То, что герои «За Маркса…» читают в фильме «Мертвые души» Гоголя, - абсолютно нормально.

Разная аудитория обвиняет мой фильм в фарсовости, абсурде, но ведь такова наша жизнь. В этом смысле в «За Маркса…» ничего надуманного нет. Да и сами рабочие, видевшие картину, со мной согласны. Просто вы очень далеки от народа.

- Как долго вы собирали материал для фильма? Много ли ездили по стране и общались с рабочими и управленческим аппаратом?

- Чтобы общаться с управленческим аппаратом, далеко ездить не надо. А с рабочими мне очень помог Липецк. Там была группа освобождения труда – это люди-активисты, которые выступают в защиту прав трудящихся. Среди них я встретила бывшего начальника литейного цеха Вячеслава Павлова, который сейчас защищает права рабочих. Он послужил прототипом для героя Сергея Пахомова.

Собирая материалы для фильма, я поняла, что создать серьезный профсоюз в небольшом городе на предприятии невозможно – его сразу закрывают. Единственный настоящий профсоюз, который я нашла, был в Тольятти, - профсоюз «Единство». Профсоюзное движение развито и в Калуге.

Вообще защищать права рабочих очень сложно, практически невозможно. Ведь сама деятельность активиста создает угрозу для его жизни. Человеку грозит если не физическая расправа, то увольнение. В таком случае работнику приходится переезжать в другой город и снова искать работу.

 

Любовь как оправдание

- Как вам пришла идея снять такой необычный фильм?

- Чем старше ты становишься, тем выше степень твоей ответственности и тем больше при виде каких-то недостатков в родной стране хочется прикрыть собой эти дыры.

- Почему вы выбрали именно Владимира Епифанцева на роль владельца завода?

- Я и раньше снимала его в своих картинах, например, в «Зеленом слонике». Епифанцев мне очень нравится как актер. Я вижу, что он играет в фильмах, которые не раскрывают его в достаточной степени. А реализация актерского таланта в картине – проблема режиссера. Я обожаю снимать Володю Епифанцева. Мне лично очень близок его подход к игре, пластика. Все диалоги с участием Павла Сергеевича мы написали специально для Володи.

- Как вы полагаете, многое ли изменилось в 2010-м, про который рассказывается в фильме, по сравнению с советским периодом и 90-ми в отношениях между руководством предприятий и рабочими?

- На смену играющим в олигархов молодым эмоциональным ребятам, которые не отвечают за свои поступки, физически устраняют несогласных и вообще ведут себя нарочито странно, приходят тихие дельцы, которые хотят, чтобы их подчиненные были серой послушной массой и стараются не провоцировать их.

- Судя по вашему фильму, движение борцов за права рабочих в России обречено.

- У фильма печальный конец. Он напоминает о том, что быть активистом в стране очень непросто. В наше время человек должен выбирать между жизнью и чувством собственного достоинства. Это очень тяжелый выбор. Я хотела сказать, что в этой ситуации надо знать, на что ты способен, осознавать, что тебя ждет, на что ты идешь. Но сам факт существования таких героев, как работники из «За Маркса…», напоминает тебе, что в жизни все-таки есть доброта, любовь. Видя это, ты понимаешь, что жизнь не так уж плоха и что живешь не зря.

 

Драма без снов

- Почему в финальные сцены фильма так и не вошли эпизоды со снами и загробным путешествием героя Сергея Пахомова?

- Я снимала фильм как производственную драму и решила до конца остаться верной чистоте жанра. Изначально мы хотели включить в сюжет еще и сны главного героя. Мы потратили безумное количество времени и сил, чтобы снять эти сцены. Они были самые красивые во всей картине. Но в итоге мы оставили лишь финальную сцену, которая была снята в Нижнем Новгороде. Год назад, когда мы еще заканчивали фильм, к нам приезжали представители разных фестивалей. Среди них был и человек с Каннского фестиваля, который ознакомился с отснятым материалом и спросил меня, зачем я включаю эпизоды со снами, ведь они отвлекают зрителя. Когда мы попробовали смонтировать фильм без этих сцен, я посмотрела, что получилось, и поняла, что он был прав. В итоге пришлось отказаться от этих сцен.

Вообще сны, как и загробное путешествие, вводят зрителя в другое, расслабленное, состояние, отвлекают его от хода событий.

- Объясните, пожалуйста, смысл финальной сцены в картине.

- У этой сцены нет однозначного объяснения. Она допускает самые разные интерпретации. Каждый зритель трактует ее по-своему. Некоторые видят в ней призыв героя Сергея Пахомова к борьбе.

- Для чего вы ввели в фильм картину Малевича «Черный квадрат»?

- Эпизод с покупкой олигархом картины Малевича за означенную сумму имел место в реальности. Сценой с «Черным квадратом» я просто хотела показать, что современные бизнесмены настолько разбаловались, что уже не знают, как себя развлечь. Поэтому они скупают современное искусство как товар. Они покупают «Черный квадрат» для того, чтобы вложить деньги. Ведь на следующий год он будет стоить еще дороже. У «Черного квадрата» разные значения, и в фильме они по-разному обыгрываются. Если помните, «Черный квадрат» не только упоминается в разговоре бизнесменов. Его же образом завершается загробное путешествие героя Сергея Пахомова.

- В одном интервью вы сказали, что фильм «Зеленый слоник» посвящен теме Чеченской войны, но, похоже, никто из зрителей не понял, как эта тема представлена в картине.

- «Зеленый слоник» был снят 13 лет назад. Но в связи с ним мне на сайт до сих пор приходят письма, в которых одни авторы желают мне сгореть в мучениях, умереть от рака, а другие признаются, что я изменила их психику. На каждое письмо я отвечаю, что не ставила перед собой цели психически травмировать кого-то и стараюсь, заботясь о молодежи, как-то объяснить, что в 90-е мы жили в информационном вакууме, понятия не имели о войне в Чечне. Понимаете, если нет социальных институций, то художник вынужден замещать их, хочет он того или нет. Поэтому в «Зеленом слонике» мы чисто интуитивно восстали против существующего порядка вещей. Мы перешли все табуированные зоны для того, чтобы сказать, что не нужно врать, и следует говорить обо всем открыто. Это был крик нашего сообщества художников и актеров. Фильм был сделан настолько искренне, с болью, с таким молодецким задором, протестом, что, наверно, он до сих пор актуален своей открытостью.

На днях парень из Харькова написал мне письмо, в котором сказал: «В «Зеленом слонике» вы открыли нам другой мир, показали, что можно жить иначе. Но, оправдываясь, вы нас унижаете». Письмо меня убедило, и я последовала его совету.

- Многоточие в названии «За Маркса…» для вас принципиальнее восклицательного знака?

- Да. Этим знаком подчеркивается неопределенность будущего наших героев. Их задумка безнадежна, и мы не знаем, получится у них отстоять свои права или нет, и несмотря на очевидность трагического финала, до конца лелеем надежду на хороший исход.

- Каким будет ваш следующий фильм – о политике?

- Понимаете, снимать социальное кино, особенно женщине, очень сложно. Это требует больших затрат сил и энергии. Я считаю, что, если опять буду делать социальный фильм, я прогорю и не сниму так точно, как получилось с «За Маркса…». К тому же нельзя останавливаться на достигнутом. Теперь же я хочу снять исторический фильм про Василия III. В лентах такого типа можно делать что хочешь вплоть до выкалывания глаз героям.