Молодость и желание быть оригинальным, выделиться из ряда любым способом – близнецы-братья. Нередко начинающий автор стремится обрести «лица необщее выраженье», прибегая к откровенному эпатажу и единственно им оперируя. По принципу – чем провокативнее, тем лучше. Быстрее запомнится.
Другим путем пошли авторы, объединенные выставкой «Наследство», которая сегодня работает в художественной галерее «Нефта». Само название отсылает к традиции, которую и демонстрирует экспозиция: память, образы, материальные вещи, переходящие от предыдущих поколений к последующим – содержание вернисажа.
Без авангардистских претензий
Максим Мельников, Максим Плотко, Евгений Кострюков, Юлия Гольцева, Елена Фролова, Александр Оконечников. Первые три автора представляют Воронеж, остальные – Рязань. Четкого разделения, однако, на «наших» и гостей делать не стоит: частично рязанцы – в недалеком прошлом воронежцы. Поскольку окончили здешнее художественное училище.
Из чего состоит живописное «Наследство» означенной шестерки? И чем характеризуется?
– Это созидательное искусство, которое найдёт отклик в душах разных людей, – уверены организаторы. – В представленных работах нет эпатажа, претензии на авангард, стремления поразить зрителя. Красота изысканных интерьеров соседствует с неповторимой живописностью деревень. Северные пейзажи перекликаются с уголками среднерусской природы и притихшей на ветке птичкой, эффектные постановочные натюрморты – с натюрмортами простыми, соединенными с пейзажами. Экспозиция заставляет задуматься о прошлом и будущем: о духовном, историческом, экологическом, культурном наследстве, которое досталось нам и которое мы оставим после себя.
При всем том ребята – очень разные. Для меня номер один в их славной компании – Евгений Кострюков; это, на мой взгляд, уже вполне сложившийся мастер и состоявшийся человек. Хотя педагоги молодых художников, посетившие «Нефту», предпочтений не обнародовали: поздравляли всех одинаково доброжелательно.
Плотность творчества
– В изобразительное искусство пришло новое поколение, – констатировал профессор Владимир Шпаковский. – Много эмоций, много ощущений – в этом авторы выставки солидарны. И я воочию вижу здесь интересных художников, имена которых – уже марка, бренд. В экспозиции одна работа дополняет другую; такая плотность творчества – и никакого однообразия! Просто творческий подход у художников – общий. Яркий, активный, современный.
Заслуженный художник России Евгений Щеглов был еще более щедр на комплименты.
– Я, будучи преподавателем этих ребят, всегда относился к ним, как к коллегам, – признался Евгений. – Очень дорожу мнением учеников о своей работе, считаюсь с ним. Приглашаю в мастерскую, прошу откровенно высказываться о том, что они там видят. С Женей мы уже много пленэров проехали, с Максом Плотко собираемся тесно сотрудничать в будущем – сейчас он стал моим соседом по мастерской, чему я рад. Нужно же формировать вокруг себя атмосферу, которая будет на пользу творчеству; желательно иметь в окружении людей, мнение которых тебе крайне интересно. Проще работать…
Другой известный художник, Александр Золотых, высказал предположение: видимо, будущее – за групповыми выставками. А его коллега Дмитрий Савинков заметил: отношение к миру с любовью и интересом – то, чего подчас не хватает именитым мастерам. А у авторов «Наследства» это отношение – наличествует.
– На такую выставку, наполненную и яркую, надо приходить в отсутствие большого количества зрителей, – считает Дмитрий. – Чтобы ходить неспешно одному, вдумчиво рассматривать работы: внимания и осмысления требует каждая из них.
Русское барокко
– Здесь не только есть, на что смотреть – есть, и чему поучиться, – продолжил еще один мэтр, живописец Александр Лавров, также преподававший в свое время науку авторам «Наследия». – Тонкость, цельность, композиция; в каждой работе – все, что нужно для того, чтобы искусство было искусством. Очень симпатичная выставка, по которой действительно хочется ходить одному и долго…
У меня – сходные впечатления: общий уровень – крепкий. Но в любом «ровном» ансамбле всегда выделяешь того, кто стремится выделиться сам – если не манерой, то, как в нашем случае, темой.
Елена Фролова представила величественные, пышные интерьеры летней резиденции графов Шереметевых. 18-й век, романтическая эпоха. Хватило же смелости браться за сановную помпезность!..
– Я училась в Москве, и наш преподаватель по истории искусств однажды устроил поездку в усадьбу Кусково, – рассказала предысторию Елена. – Чтобы наглядно увидеть русское барокко. Мне так понравилось увиденное, так меня захватило, что я решила его написать: каждая комната – уникальна, очень красива. А насчет смелости… Там, знаете, атмосфера особая. Камерная, приятная. Усадьба – полностью деревянная, хотя на первый взгляд, благодаря всяким обманкам, кажется, что она из камня. Но внутреннее тепло, которое там есть, создает нужное настроение: хочется это запечатлеть, увековечить.
Выставка проработает в течение месяца – времени для того, чтобы оценить молодые таланты, еще предостаточно.