Предпочтения театралов – разные, но остроумный капустник любят все. Таковой и показали в воронежском Доме актера накануне международного Дня театра, отметив с его несерьезной помощью не только почитаемую талантами и поклонниками календарную дату, приходящуюся на 27 марта, но и 150-летие Константина Сергеевича Станиславского.
Разумеется, юбиляр, создатель именной бессмертной системы, нарисовался в тот вечер на сцене собственной персоной. В компании (что тоже разумеется) Владимира Ивановича Немировича-Данченко. А также – господ-актеров, режиссеров и их смешных помощников. Да что там «мелкие сошки»: сам Антон Павлович Чехов не преминул…
Худрук – не причем
Действо вышло изобретательным, веселым и озорным. Щедрым на сюжетные повороты и их художественные обоснования. В дело пошли известные истории – про легендарный провал премьерной «Чайки» в Александринке, авторские по этому поводу терзания и т.п. На сцене работал слаженный ансамбль, озабоченный пародийным смакованием театральных – отчасти попсовых – святынь. И кто б ему возражал…
Спасибо режиссеру – актеру театра драмы им. А. Кольцова Антону Тимофееву, который по совместительству успешно «прикидывался» Немировичем. Может, помогло постановщику то обстоятельство, что большинство единомышленников – партнеров по капустному спектаклю – он выбрал из числа молодых «кольцовцев». Со «своими» людьми договориться проще. Хотя и актеры других театров, ТЮЗа и кукольного «Шута», инородными «телами» никак не выглядели. Наоборот.
В итоге – все сошлось, все получилось. Да еще в динамичном, лаконичном варианте. Нет ничего хуже, чем затяжная попытка рассмешить. Сидишь-изнемогаешь, поминутно смотришь на часы и вспоминаешь афоризм про то, что насильно сделать счастливым нельзя…
Художественный руководитель театра драмы Владимир Петров, говоривший перед началом представления вступительную речь, подчеркнул: то, что дальше произойдет на сцене, он не видел. То есть – театральная молодежь явила полную самодеятельность, с чем мы ее и поздравляем.
Смысл жизни
– Радостно видеть, что людей, которые в театре не работают, гораздо больше, чем работающих там, – Владимир Сергеевич обвел взглядом практически аншлаговый зал. – Это дает надежду на то, что воронежцам интересна театральная жизнь, что им важно понять, куда мы движемся. Надежду на то, что мы работаем недаром. Я чем дальше, тем больше осознаю, насколько Воронеж театральный город. Было время – работал в харьковском театре имени Шевченко. И мы, молодые ребята, перед спектаклем смотрели из-за кулис в щелку – сколько человек в зале? Тринадцать… Четырнадцать… А по норме – если не набралось шестнадцати зрителей, можно не играть спектакль, вернуть деньги за билеты. И вот мы считаем: зрителей – уже пятнадцать!.. Шестнадцать!.. А на сцене – вся труппа; в снежки играем, скачем, песни поем! Любовь там, оркестр сидит…Ужас! И тут кто-то из актеров сообщает про пятнадцатого-шестнадцатого: «Да это ж ко мне пришли». «Ну, так быстро иди и скажи, чтоб уходили» … И когда я после этого театра приехал в Ригу, по мрачной и долгой, подобной питерской, зиме, где тучи цепляют шпили соборов… И увидел, что на подступах к театру стоит очередь за билетами… В такие минуты сразу понятно, зачем живешь. Почему мучаешься. Почему терпишь такую маленькую зарплату; жизнь обретает смысл. И с этим смыслом я хочу поздравить тех, кто пришел сегодня в Дом актера.
150-летие Станиславского, поделился Петров, собирались отметить «молодыми силами» и безотносительно театрального праздника. Но – не сложилось, о чем сожалений нет. Когда и устраивать торжества по случаю юбилея классика, как не в международный День театра? Ведь то, что сделали Станиславский и его система для русского, да и мирового театра – беспрецедентно…