Новости культуры российских регионов
26 марта 2013
Сибирь

Своя своих познаша

«Узнай наших!» - так называется выставка, открывшаяся в Кемеровском музее изобразительных искусств.

Выставка необычная. С одной стороны – она вроде бы коллективная, тут представлены работы шести кемеровских художников. С другой – каждый из ее разделов вполне можно отнести к персональным экспозициям. Каждому из художников отдано по большому залу, так что с творчеством каждого можно ознакомиться достаточно подробно.

Необычен сам принцип составления этой выставки. Ее куратор Марина Чертогова признается: «Живя в провинции, очень быстро привыкаешь к неспешному течению жизни, к устоявшимся репутациям, к привычному кругу имен. Кажется, ничего нового от знакомых авторов ждать уже не приходится. Но это неправда! Художественная жизнь (и жизнь провинции в том числе!) богата сюрпризами». Чертогова знает, что говорит. Более тридцати лет формируя коллекцию Кемеровского музея изобразительных искусств, регулярно бывая в мастерских кемеровских художников, она порой сама дивится тому, как вдруг неожиданно, ярко и самобытно открывают грани своего дарования кузбасские живописцы и графики.

Например, Александр Ротовский. Известный график, долгое время проработавший в Кемеровском книжном издательстве, он знаменит своими «окраинными» сериями. Карандашный «Автопортрет в шапке», серия «Заборы», не без юмора рисующая трудный быт небогатых предместий, изобретательность русского характера, умеющего приспособить к хозяйству, включить в него и «обуютить» любой хлам, не раз экспонировалась на выставках. Но не все знают, что Ротовский – автор серии прелестных графических работ в жанре «ню». Его красавицы, запечатленные, похоже, «в одно касание»,  столь гармоничны и изящны, что, кажется, и рисовать их следует только вот так: мгновенно, не отрывая карандаша от бумаги. В этом росчерке виден особый шик и особая виртуозность.

Имя другого прекрасного рисовальщика – Сергея Тарханова – вообще почти не известно кемеровской публике. Выставка «Узнай наших!» - его первая «персоналка» в родном городе. И это притом, что автор уже не молод (1955 года рождения). Что несколько лет назад он стал призером всероссийской биеннале «Рисунок России» (занял третье место, обойдя более тысячи конкурентов). Что образованию Сергея Тарханова – он учился на художественном факультете ВГИКа, а закончил Московский  институт им.Сурикова – многие кемеровские художники могут только позавидовать. Кстати, его культурный бэк-граунд, его эрудиция и необыкновенная фантазия – особая тема. Художников с таким интеллектуальным багажом в Кузбассе  попросту нет. И все эти достоинства ощутимы в его рисунках. Герои их – дамы в причудливых средневековых шляпах и кринолинах, но с современными атрибутами жизни, шуты в колпаках, но на лыжах или велосипедах, напоминают персонажей словно бы некогда читанных книг или виденных фильмов. Названия серий говорят сами за себя: «Прогулки по Вененции», «Персонажи пьяцетты Сан Марко», «Комедианты»…

«Все правильно, - замечает Тарханов, - каждый художник должен иметь свой роман с жизнью, он его пишет постоянно». Об этом же говорил на открытии выставки и актер Кемеровской драмы Олег Кухарев: «Когда-то я мечтал создать театр одно актера. У меня не получилось. А у него – да. Здесь мы видим  театра одного художника».

По-своему раскрылись на выставке и Юрий Демаков, и Виктор Ардашкин. Зал Демакова, представившего на выставку пейзажи в обобщенно-условной манере и вполне реалистические зарисовки быта («Феня на даче», «Перед сном») покоряет собственным видением родного города. А Виктор Ардашкин предстает перед нами как тонкий, нежный лирик. Его акварельные пейзажи проникновенны, мягки, уютны, и трогательно красивы.

Ольга Кисилеву коллеги знают как традиционную пейзажистку, работающую преимущественно в масле. Ни одного пейзажного полотна нет у Кисилевой на этой выставке. Зато – целый зал цветов. Розы, пионы, гладиолусы и – особенно! – любимые автором лилии приобретают под ее рукой совершенство, столь ценимое мастерами эпохи модерн. Некоторые из ее работ даже заставляют вспомнить рисунки художников арт-деко - пряные, утомленные от собственной красоты, умирающие линии поникших стеблей и лепестков…

- Задумывая эту экспозицию, - сказала на открытии ее куратор Марина Чертогова, - я планировала решить три задачи. Первая – нарушить спокойное, плановое течение художественного процесса, в котором персональными выставками принято отмечать только юбилеи. Второе: познакомить со знакомыми «незнакомцами». И третье: нарушить, наконец, этот ужасный, неверный принцип «нет пророка в своем отечестве». Своих художников, я в этом убеждена, надо любить и хвалить. Есть за что.

А я еще раз убедилась в этом, рассматривая представленные здесь полотна Евгении Юмановой. Ее все знают как человека эмоционального, активного, всегда открытого к общению. Ее работы не раз выставлялись на ежегодном конкурсе «Работа года». Назывались они там и в числе призеров, но гран-при не получали. Однако на этой выставке у Юмановой были представлены полотна прямо-таки музейного уровня! Вот, например, портрет «Мениса» - выразительный, почти скульптурной лепки лик пожилой женщины, который хранит в себе и повесть о непростой жизни, и историю поколения, и рассказ о судьбе целого народа.

Кстати, сама  Евгения Юманова рассказала на открытии почти притчевую историю: «Зашла как-то в храм и удивилась: прихожан нет, а священник – один! – стоит и творит молитву. Подумала: вот так и надо работать. Собственно, мы, художники так и работаем. И молитва у нас – одна, общая, осень короткая: «Красота-то какая, господи!».