Новости культуры российских регионов
26 марта 2013
Сибирь

Церковная энциклопедия русской жизни

В Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Образ Богоматери. Благословенна ты в женах» из собрания московского Исторического музея.

Названием послужили строки из молитвы Богородице, которая была излюбленной героиней русской иконописи.

Деву Марию христиане почитают особенно, хотя традиции ее почитания в православии и католицизме расходятся. Ранняя христианская теология принижает роль Богородицы: она считается просто живым ковчегом для Слова, земною женщиной, к которой снизошел Бог. В зрелом Средневековье происходит реабилитация Марии: только во Франции за сто лет в ее честь строится 100 церквей и 80 кафедральных соборов. В середине XIX века католическая церковь принимает догмат о непорочном зачатии не только Иисуса, но и самой Марии, а еще через сто лет Ватикан признает телесное вознесение Мадонны на небеса и провозглашает ее «матерью церкви». Православная традиция этой догматики не разделяет, что не мешает ей истово почитать Богородицу и считать ее покровительницей Святой Руси. В русском народном православии культ Марии сливается с архаическим культом Матери Сырой Земли: об этом говорят духовные стихи и твердят персонажи Достоевского. Впрочем, и в культе католиков есть земные аспекты. Например, в XX столетия возрождается культ полуязыческой Черной Мадонны и папа Иоанн-Павел II провозглашает ее «госпожой тысячелетия». А в Боливии почитают Марию в образе Девы Сокавон – покровительницы местных горняков.

В целом западная церковь всегда подчеркивала девственность Марии, тогда как восточная, начиная с Византии, – прежде всего материнское начало в ее образе. Даже в советских кинокомедиях Александрова и Пырьева («Цирк», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и др.), как и в скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», исследователи видят преломление архетипа Матери, с преобладанием мотивов плодородия, который сказался и в православном образе Марии.

Русская иконография Пресвятой Девы отличается огромным разнообразием. Иконы представляют сюжеты ее земной жизни (от рождества Марии до ее успения), отдельно выделяются чтимые образы («Владимирская», «Тихвинская», «Смоленская», «Казанская»), эпизоды явления Богородицы русским святым и воинам, различные ипостаси («Богоматерь Ключ разума», «Целительница», «Утоли мои печали»). Кстати, на выставке представлен «Свод богородичных икон»: своеобразная икона-каталог со 134-мя образами. Именно в богородичной иконе наиболее полно отразилась жизнь народа: сюжеты и клейма демонстрируют изобилие бытовых деталей и примет различных эпох.   

Собрание икон Исторического музея стало складываться еще до 1917 года из фондов епархиальных древлехранилищ и частных пожертвований (в него вошла, например, коллекция графа Уварова, автора формулы «православие–самодержавие–народность»). В советское время собрание пополнялось иконами, отобранными у церкви; сейчас в коллекции икон около 6000 единиц хранения. На нынешней выставке представлено 80 икон и предметов церковной утвари XVIXX веков. Выставка демонстрировалась в Омске и должна была вернуться в Москву, но стараниями сотрудников КОМИИ и кузбасских властей оказалась в Кемерове, где будет работать до начала лета. Экспозиция невелика по объему – вся уместилась в трех залах – и в то же время весьма разнообразна.

Самые старые иконы – обыкновенно не самые взрачные, но, как правило, самые интересные. Выделим икону XVI века «Рождество Христово»: довольно большая доска, явно для храма, а не для монашеской кельи или домашнего иконостаса. Икона очень интересна по композиции: Богоматерь изображена лежа, фигура ее протянулась по диагонали, рядом – ясли с Младенцем и небольшие фигурки животных. Иосиф, земной супруг Марии, задумчив; фигура его довольно велика, но почти сливается с фоном. Цари-волхвы и отлетающий ангел на заднем плане, напротив, ярки, но мелки. Икона в целом почти лишена отвлекающих внешних эффектов, она идет прямо к цели: рассказать о важнейших событиях Священной истории.

В этом же зале можно видеть икону XVIII века «Сошествие Святого Духа». Здесь уже заметно влияние светской живописи – приемы барокко. Апостолы, внезапно заговорившие на всех языках, порывисты как на митинге. Мария, напоминающая вельможную даму, торжественна и величава. Голубок в верхней части изображен вполне реалистично (голубятники, вероятно, смогут даже различить породу) – и в то же время неуловимо напоминает ангелочка-путти.

Замечательны и иконы XIX века палехского письма – очень красочные и радостные. Даже «Страшный суд» здесь совсем не страшный: грешники в парадных одеждах, кое-как опутанные общей цепью, живописный змей с перевязями, как с орденскими лентами, ангельское войско замерло в парадном строю. Даже «Распятие Христово с тайной вечерей и страстями», с вырезным крестом в нише, несмотря на трагический сюжет, пышет победительною радостью и неисправимым оптимизмом.

Удивительна «Богоматерь Корсунская» калужского письма, датированная 1734 годом. По существу, это крупный план, открытый иконописью задолго до кинематографа: мы видим только лицо Богородицы с необыкновенно выразительными глазами, обрамленное мельчайшими клеймами (серией картинок, последовательно рассказывающих сюжет – это прием заимствовала лубочная картина, а затем и комикс, западный лубок ХХ века). И в этом же зале выделим «Симеоново проречение», также XVIII века: лицо и фигура Богоматери вписаны в круглый красный нимб, как на нынешнем дорожном знаке. Отсюда видно, сколь велико было разнообразие приемов русской иконописи и как изощрен арсенал ее семантики.

«Богоматерь Августовская» – это уже 1914 год: икона изображает явление Пресвятой Девы русским воинам в Августовском лесу в Польше. Манера письма – почти реалистическая и одновременно сказочная, напоминающая Виктора Васнецова (который, кстати, уделял немало внимания церковному искусству и расписал с помощниками Владимирский собор в Киеве). Здесь очень заметно, что иконопись, несмотря на ее развесистые традиции, тоже изменялась под влиянием времени. И в этом нужно видеть в первую очередь не модные поветрия (хотя они тоже имели место), а желание говорить с людьми на внятном им языке.