Новости культуры российских регионов
26 марта 2013
Сибирь

«Сильва» №5

Премьера оперетты Имре Кальмана «Сильва» состоялась в Музыкальном театре Кузбасса.

Режиссер-постановщик из Петербурга Владимир Подгородинский привлек к ее созданию целую бригаду приглашенных мастеров: художник-постановщик Станислав Зайцев (Одесса), художник по костюмам Анна Сорокина (Новосибирск), балетмейстер-постановщик Ольга Навроцкая (Одесса). Дирижер – кемеровчанин Валерий Ермошкин.

«Сильва» ставится на сцене кемеровского театра уже в пятый раз. Впервые – когда театр только что был создан, это был один из первых его спектаклей. Потом эту оперетту ставили и в 1950-е, и в 1970-е… Директор Владимир Юдельсон вспоминает: «Сильва» - это был беспроигрышный вариант для дирекции. Во-первых, она всегда шла с аншлагом. Во-вторых, директора знали: если любой сорвавшийся по каким-либо причинам спектакль заменить «Сильвой» - возврата билетов в кассу не будет». И впрямь, «Сильву» трудно не любить. Наверное, никакая другая оперетта так не растащена на цитаты и до сих поющиеся шлягеры, как эта. Тут и «Красотки кабаре», и «Без женщин жить нельзя на свете», и «Частица черта в нас…». Что ни тема – то хит. А завсегдатаи Музыкального театра еще помнят, как в партии Бони блистал несравненный Александр Бобров… Словом, у кемеровской публики отношение к «Сильве» особое. При таком уровне предвкушений рассчитывать на удачу трудно. Тем не менее, она случилась! Новая «Сильва», наполненная молодыми голосами и актерскими работами как зрелых, так и совсем юных артистов, явилась во всем своем блеске.

Отдельная радость – живой оркестр. Уже приученные к тому, что современные мюзиклы на сцене нашего театра идут практически сплошь под оркестровую фонограмму, мы с наслаждением окунулись в мир живой музыки. Оркестр под управлением Валерия Ермошкина был великолепен. Точно и выразительно интонируя, он дышал как единый организм, с безупречным вкусом подчеркивая нужные места, создавая, где надо, необходимое драматическое напряжение или безудержный кураж забористого варьете.

Признаюсь, я всегда с опаской жду «разговорной» части классических оперетт. Бородатые тяжеловесные шутки, длинные реплики в диалогах, похожие скорее на монологи, и все – с претензией… Современному зрителю выслушивать все это без чувства неловкости зачастую просто невозможно. Но Владимир Подгородинский как-то сумел очистить либретто, отшелушить застарелый словесный мусор – и перед нами явилась вполне современная история про то, как «золотая молодежь» проводит время в ночных клубах. Понятно, что приличным родителям не может понравиться идея женитьбы сына на кафешантанной певичке. (А вы бы согласились, чтобы ваш мальчик взял в жены девушку, танцующую у шеста?). Но что делать, если это – любовь?

Замечательно при этом, что никакого нарочитого осовременивания истории в спектакле нет. Наоборот, сценограф Станислав Зайцев всячески подчеркивает время создания оперетты «Сильва»: 1915 год. На фронтоне кабаре «Orpheum» - картины европейских художников, запечатлевшие городской быт Вены, Праги, Будапешта, Парижа: ножки в черных чулках, шляпки и пышные юбки танцовщиц вперемешку с мундирами и цилиндрами щеголей. Такой была Европа, когда Кальман создавал свою бессмертную «Королеву чардаша». Следует отметить, что особенно удачно в этом спектакле  работает свет (Юрий Неборский). Выразительное, но ненавязчивое изменение картинки часто достигается только за счет смены подсветки.

А вот костюмы персонажей кажутся удачными далеко не всегда. В частности, наряды главной героини – Сильвы (Эллина Александрова-Тельбух). Они то переусложнены деталями, то – чрезмерно трагичны. Но не будем придираться к деталям. Главную прелесть спектакля создают все же не костюмы – игра артистов. Надо сказать, они справляются со своими задачами весьма успешно.

Эллина Александрова сумела создать образ, насыщенный неопереточными чувствами и страданиями. И удалось ей это исключительно за счет выразительного вокального интонирования. Легкое дыхание, точная мера иронии, досады, грусти, смирения наполнили портрет ее героини убедительностью и обаянием. Эту солистку, обладающую сильным и ярким сопрано, не раз упрекали за чрезмерную холодность, непластичность. Но здесь – тот самый случай, когда царице кабаре и не нужно дополнять образ жестами. Ей достаточно верности и искренности тона.

Совершенно другой, но абсолютно обворожительный образ создал Александр Жуков (Бони). Похоже, режиссер Подгородинский лепит из этого молодого артиста премьера, умеющего петь в самых невероятных позах и прыжках. Бони-Жуков излучает такой драйв, такую юношескую жажду жизни, что уже почти не удивляешься, что он тут кувыркается, ходит на руках, смеется, поет, интригует, влюбляется, волочится и шутит практически одновременно.

Очень выразительны в ролях четы Воляпюк Ольга Павлова и Константин Голубятников. Ее коронный номер в финале не зря вызвал бурю аплодисментов: стало понятно, как умела блистать в сольных партиях кабаре эта актриса, общей любимице Сильве до нее еще расти и расти. А Голубятников удивил тем, как точно умеет передать пластику стареющего тела. Трогательно, без пережима, но очень смешно.

Впрочем, рецензия будет неполной, если не сказать и о недостатках спектакля. А они, на мой взгляд, прежде всего, касаются работы балетмейстера. Танец «Красотки кабаре» не только неудачно придуман, но и недостаточно чисто поставлен. В результате нескромные (чтобы не сказать непристойные) па артистов балета не выглядят завлекательными – скорее, они напоминают бытовую пластику «девушек без комплексов». А поскольку балерины не слишком уверенно двигаются в этом танце, их так и хочется назвать «шалавами-хорошистками». Словно девицы определенного сорта сдают зачет «по профессии»… Этот же упрек можно адресовать и финальному прыжку Бони в канкане «Без женщин жить нельзя на свете». Кажется, он сперва оглядывается, примериваясь, куда прыгнуть, а потом осторожно и тщательно ложится на подставленные девичьи коленки. Ученическая аккуратность тут заметно снижает нужный градус сцены.

Впрочем, несмотря на все эти придирки, у замечательного, яркого, заводного, стильного нового спектакля Музыкального театра есть еще одно неоспоримое достоинство: он пополнил наш репертуар классических оперетт, до сего дня довольно скудный. И пополнил весьма достойным образом.