Новости культуры российских регионов
23 марта 2013
Центр

Концентрация счастья

В галерее «ХЛАМ» открылась персональная выставка Сергея Базилева.

Галерея «ХЛАМ» предлагает воронежцам интересное знакомство: художника  Сергея Базилева, выпускника  киевской Академии изобразительных искусств и художественных мастерских при санкт-петербургской Академии художеств, называют одним из основоположников российского гиперреализма.   «Имя» его персональной выставки –  «Аркадия» –  заставляет вспомнить о поэтическом образе страны счастливой жизни, беззаботности и радости.

– Я очень давно и много слышал о Сергее Базилеве, но специально не хотел смотреть репродукции его работ, – поделился директор галереи Алексей Горбунов. – Потому как не сомневался, что рано или поздно познакомлюсь с  этим искусством в оригинале. Что и случилось месяц назад в Липецке: то, что я там увидел, оказалось гораздо большим, чем ожидал. «Аркадия» в «ХЛАМе» – это та концентрация счастья, которой никогда прежде в галерее не наблюдалось. 56-ая выставка по счету, а ничего подобного припомнить не могу. Я предполагаю, что, возможно, именно счастье, при всей эфемерности этого понятия, – предмет живописи Сергея Базилева. Или – искушение счастьем… 

Палитра приехавших в Воронеж произведений – не просто теплая. Жаркая, если не горячая. Температуры автор любит раскаленные, едва ли не тропические. И откровенно любуется моделями – не без карнавала, не без кайфа, не без драйва. С очень ярко-выраженным стремлением одарить зрителя какой-то умопомрачительной жизненной силой, мощной, лучистой, струящейся  энергией.

Базилев – не просто жизнелюб. Он принципиально открыт миру и хочет ему нравиться, не скрывая этого желания. Стремится, то есть, быть понятным. Что и имеет. При том художник «живьем» очень похож на свои работы – те же брызги эмоций, та же доверительность в общении, та же жадная жажда овладеть аудиторией. Показалось – не самоутверждения ради; просто-напросто   есть у человека неподдельный интерес к окружению, и он хочет взаимности.  Процесс, согласимся, естественный. А с самоутверждением проблемы вряд ли существуют: в активе члена Союза художников СССР  Базилева   –  более 50 успешных, с резонансом выставок в России и за рубежом. Работы  находятся в многочисленных музеях мира, в том числе – в Третьяковской галерее и Русском музее. Полотна художника  хранят более двадцати музеев Европы и США, среди которых   музеи современного искусства Германии – Питера Людвига в Кельне и Вальтера Бишоффа в Штутгарте. Произведения «киевского москвича» вошли также в собрание «Фонда помощи детям» ЮНИСЕФ при музее Прадо в Испании, корпоративные и частные коллекции Америки, Германии, Франции, Швейцарии, Японии.

Шутили на открытии много, смеялись еще больше – настолько светлый автор попался. Что не помешало взять серьезную ноту – она, в частности,  прозвучала в рассуждениях о Сергее Базилеве искусствоведа (и по совместительству супруги) Ирины Базилевой.

– И как критику, и как человеку мне больше всего нравится в Сергее то, что он, оставаясь гиперреалистом, воспринимает реальность через собственное художественное видение.  Поэтому у него – очень разные работы. На этой выставке – то, что было сделано практически за последний год. Радостные, прекрасные произведения, действительно южные. Почему-то Сергей с годами становится все более и более позитивным, хотя реальность  российская развивается в обратном направлении. А он из себя берет такие вот краски и эмоции. Причем непридуманные – это на самом деле реализм. Часть реальности. Художник находит и использует определенные моменты, которые очень мало кто способен разглядеть, снимает их на камеру или видео-. Потом  обрабатывает отснятое способом, одному ему известным, – и создается особый мир…