Новости культуры российских регионов
21 марта 2013
Поволжье

В «СамАрте» показали дипломный спектакль о судьбе Эдит Пиаф

«СамАрт» показал первую премьеру сезона — спектакль «Моя Эдит» по пьесе Ксении Драгунской.

Премьера стала дипломным спектаклем для выпускницы режиссерского отделения факультета музыкального театра РУТИ-ГИТИСа Оксаны Рыбалки и первой большой ролью актрисы Ольги Мельничук.

В Самаре выпускницу курса Александра Бармака Оксану Рыбалку знают по учебе в СГАКИ в 2005-2008 г.г. и по участию в самартовской лаборатории "Молодая режиссура. Спектакль для маленьких" в 2012-м. Сценографию и костюмы к постановке делала Екатерина Будникова, также студентка 4 курса РУТИ-ГИТИСа. Пиаф сыграла молодая актриса «СамАрта» Ольга Мельничук, в свою очередь, в прошлом году выпустившаяся из Саратовской консерватории. Кроме нее, в спектакле-концерте заняты актеры Алексей Елхимов и Павел Маркелов.

Для диплома начинающий режиссер взяла пьесу Ксении Драгунской «Небо и кровь» («Мой легионер»), написанную в 2000-м специально для Театра Романа Виктюка. У Виктюка, впрочем, в качестве отправной точки сюжета в Пиаф перевоплощалась грузинская джазовая певица Нуца, у которой никак не выходила одна из песен «парижского воробышка» - «Мой легионер». Отсюда понятно, почему сюжетом пьесы стала история отношений Пиаф и одного из ее мужей — боксера Марселя Сердана. По сути, это история одной песни. Точнее, вольные фантазии на тему. Пьеса Драгунской несколько натужна, как обычно бывает с такого рода биографиями: встретились два человека — и ну пересказывать друг другу жизнь. Но для музыкального диплома — материал действительно неплохой: камерный и позволяющий сделать из него такой спектакль-концерт, как поставила Рыбалка в «СамАрте».

В шатре из красно-синих лоскутов (подразумевается французский флаг) играет живой оркестр, начинающая певица (Мельничук) в костюме, намекающем на Арлекина (ну, вы все поняли) сначала ломается, но постепенно проникается симпатией к Легионеру (Елхимов). Он, бывший летчик, ныне боксер, будет мужем Эдит и погибнет в авиакатастрофе — если вы знаете биографию Пиаф, то поймете, на что намекают эти самолетики, которые крутит на нитке еще один персонаж, названный в программке Антрепренером (Маркелов). Этот седой фокусник все время вертится под ногами у героев и своими кунштюками как будто комментирует действие. Кроме того, на сцене играет живой оркестр в составе Анны Егоровой, Николая Замоздры, Светланы Салмановой, Николая Спиридонова, Екатерины Шадриной и Вячеслава Шевердина (музыкальный руководитель постановки — Леонид Вохмянин). На протяжении полуторачасового спектакля актриса успевает спеть семь песен из репертуара Пиаф. Поет эмоционально, помня, чем должна в этом случае «брать» драматическая актриса (хормейстер — Наталья Герасимова).

Спектакль выпущен студентами и в программке сразу обозначен как «дипломный». Лукавства театра тут нет — сидя в зале, вы вряд ли сможете не заметить, что смотрите «пробу пера». Никакого «электричества» в отношениях вроде бы влюбляющихся героев не возникает, про Пиаф в исполнении Мельничук можно говорить пока только в категориях «наивность» и «открытость», и о спектакле как о состоявшемся - только с соответствующими допущениями и скидками на дебюты. Но, в конце концов, все с чего-то начинали. Даже такие «тяжеловесы», с которыми у зрителей «СамАрта» связаны главные надежды в 2013-м: свои премьеры здесь выпустят Георгий Цхвирава, Александр Кузин и Анатолий Праудин.