Новости культуры российских регионов
19 марта 2013
Сибирь

Люди, куклы, куры и критики

В Новокузнецке прошел областной фестиваль «Кузбасс театральный».

Фестиваль имеет долгую и сложную историю: он начался в середине 1970-х годов, потом случился довольно долгий перерыв, и несколько лет назад фестиваль возродился вновь. Сейчас он проходит раз в два года и называет лучшие постановки за указанный период. Но на этот раз «Кузбасс театральный» лишен конкурсной составляющей. Это будет не столько состязание, сколько смотр достижений. Тем не менее, приглашенные на фестиваль критики Татьяна Тихоновец (Пермь) и Александра Лаврова (Москва) судили спектакли, как говорится, по гамбургскому счету. Может быть, именно потому, что призовых мест тут не будет, оценки звучали особенно отчетливо и значимо.

Впервые областной фестиваль проводился в южной столице области. Главная причина тому - юбилейная дата: Новокузнецкий драматический театр отмечает в этом сезоне 80-летие. Так что «Кузбасс театральный» - приношение коллег театру-юбиляру. Помимо спектаклей из Кемерова, Новокузнецка и Прокопьевска, публика увидела выступление гостей: новосибирский театр «Красный факел» показал пластический спектакль «Без слов», а театр Кемеровского дома актера «Гротеск А» – спектакль «Я делаюсь все больше, все добрей».

Открыл фестивальную афишу Кемеровский театр драмы. Премьеру нынешнего сезона – спектакль «Ревизор» (постановка Антона Безъязыкова) фестивальная публика встретила тепло. И критики, что нечасто случается, сошлись во мнениях со зрителем. «Замечательно, что фестиваль открылся таким ярким, хотя и спорным спектаклем, - заметила Татьяна Тихоновец. – Он очень хорошо придуман, сочинен режиссером. Радостно было видеть, как по-новому открывается текст, знакомый всем со школьной скамьи. Как по-новому злободневно он звучит. А ведь иногда бывает и так: смотришь и думаешь: ну, а зачем мне это смотреть? Я и сам мог прочитать классика. Нет, Безъязыков внес свою трактовку. И Хлестаков у него (Иван Крылов)– это такой подросток-переросток, дурак, который сам не ведает, что творит». Правда, по мнению критика, сцена растления Хлестакова чиновными взятками кемеровскими актерами не дотянута до совершенства. Об это говорила и Александра Лаврова, отметив, впрочем, что достоинства и недостатки режиссера и кемеровских артистов в данном случае выгодно оттенили друг друга: достоинства удвоились, а недостатки смикшировались.

Гораздо более жесткой критике подвергся на обсуждении спектакль «Алые паруса» Музыкального театра Кузбасса (постановка Дмитрия Вихрецкого). Слабость либретто режиссеру преодолеть не удалось, отметила Татьяна Тихоновец, назвавшая себя «большим специалистом по «Алым парусам». (За последние полгода она посмотрела семь спектаклей с таким названием, от Вологды до Иркутска, от ТЮЗа до оперетты). Наш с его сладкими романтичными героями, с невнятным развитием истории отношений персонажей, мягко говоря, не привел ее в восторг. «Это – ревю, набор концертных номеров, а не мюзикл», - вторила ей Александра Лаврова. Впрочем, пару главных героев (Грэй – Вячеслав Соболев, Ассоль – Кристина Валишевская) Тихоновец назвала «прямо-таки голливудской парой». Своеобразным, не таким, как в других «Алых парусах», показался ей и главный пафос нашего спектакля – творить чудеса «своими руками».

Для меня открытием стал спектакль «Серенада» Новокузнецкого театра кукол «Сказ». До сего времени я относилась к этому театру без особой симпатии. То, что доводилось видеть, всегда чем-то коробило: то мерой вкуса, то качеством исполнения… Но здесь режиссер Юрий Самойлов открылся для меня во всем своем блеске. «Серенада» Мрожека – пьеса про Лиса-соблазнителя и курятник. Он поет под окном, провоцируя кур на «общение». Петух возмущается: разве вам не очевидна опасность? Всем сидеть по местам! Но чувствительных дамочек так трудно удержать взаперти…Кто-то ведется на комплименты, кто-то поддается грубой провокации «ты меня не интересуешь ни как женщина, ни как жертва!». Короче, вся гамма человеческих отношений – зависть, ревность, соблазн, героизм и самоотверженность, коварство и любовь – все, все есть в этой миниатюрной драме. Критики дивились: «Как можно сыграть Мрожека… куклами?!». Театру «Сказ» это удалось блистательно. Более того. Именно благодаря куклам спектакль приобрел особую весомость, притчевость. И ненавязчивый, но прозрачный юмор. Замечательно придуманы образы обитателей курятника (каждого играют по двое артистов: одна рука со сложенными в «клюв» двумя пальцами и растопыренными тремя вверх – голова пернатого героя, две другие, одетые в белые перчатки –  ноги). Лиса-соблазнителя изображает… виолончель и руки, играющие на ней. А еще – странная мертвенная маска, которая то появляется над грифом, то исчезает, то выныривает откуда-то сбоку… Однако эти «части тела» дают полное впечатление и о характере персонажей, и о их непростых отношениях, и о развитии чувств. Такое слияние тел в единый «кукольный» организм требует особо отточенной техники. И пусть не всегда актеры виртуозно с ней справлялись, общий тон спектакля, абсолютно внятная мысль и художественное воплощение покорили всех: и публику, и критиков. 

Однако главным открытием фестиваля стал, безусловно, спектакль Прокопьевской драмы «Класс Бенто Бончева». Пьеса Максима Курочкина – это такая антиутопия, уносящая нас в далекое будущее. Все здоровы, счастливы и дружелюбны. А чего делить-то? Любви ведь и полового инстинкта, как это было «в далекой древности», в этом мире не существует. Детей (кто захочет) получают в специальных терминалах, установленных в кафе… Действие начинается в студенческом кампусе и перед нами – молодой аспирант Бенто Бончев (В. Гардер) изо всех сил пытающийся постигнуть историю и мифологию любви - этого странного явления, которому люди далекого прошлого уделяли столько сил. Пластиковые стулья, искусственный, ядовито-зеленый газон, чудаковатый профессор (С. Жуйков), все снаряжающий свои экспедиции в пустыни Амазонии, чтобы найти дикие племена до сих пор, как он верит, размножающиеся «диким способом»… «Весь прошлый семестр я усиленно занимался сексом» - признается аспирант Бончев, и мы понимаем, что речь идет исключительно об академической науке. Он истовый поборник научной истины, и когда разочаровывается в теории профессора (фактов-то нет! Ну кому в самом деле придет в голову предаваться такому антисанитарныму действию как поцелуй?), примыкает к безлюбому большинству. А его обширные знания по «теории и истории любви» пригождаются для частных семинаров да консультаций актерам в исторических постановках… Понятно, что мир меняется быстрее, чем мода на научные теории. Соблазненный своей поклонницей Санди (Е.Камбалина), а вскоре – буквально спасаемый ею от нищеты и полного опустошения, Бенто становится отцом полудюжины ребятишек. Ему самому не совсем понятен это феномен, очевидно, как твердит он, надо просто «много репетировать».

Грубоватый юмор пьесы и футуристические кульбиты не помешали постановщику спектакля Дамиру Салимзянову сделать из нее прелестный, очень тонкий и умный психологический спектакль. Не только про любовь. Про то, что все настоящее рано или поздно побеждает любые новомодные теории. Этот спектакль – и  про настоящую науку, про несгибаемость чудаков, которые верят «а все-таки она вертится!» и в результате оказываются правы. Про истинное благородство настоящего учителя, который всегда (даже с того света!) готов протянуть своему ученику руку помощи. Блестяще сыгран бессловесный эпизод, когда профессор, находящийся уже не с нами, а по то сторону бытия, приходит, чтобы отвести Бенто к Санди.  

Это спектакль и про настоящее искусство, которое, как трава, всегда пробьется сквозь все искусственные газоны и выверты модного «contemporary art». Может именно потому реплики Бенто и Санди, комментирующие «репетиции спектакля про любовь» встречают такой искренний восторг публики? Слова «Они были очень хорошие артисты» помимо своего ироничного подтекста несут еще и другой, дополнительный смысл: конечно, хорошие, как хорошо все искреннее, подлинное. В наше время одноразовых стаканчиков, пластиковой мебели, завтраков из микроволновки, виртуального общения, взаимозаменяемых пар и прочей искусственной мишуры так хочется чего-то натурального! Спектакль «Класс Бенто Бончева» дарит нам именно это освежающее чувство. Примечательно, что у критиков не нашлось ни одного замечания к этому спектаклю. Более того, обе твердили, что видели не одну постановку этой модной пьесы, но ни одна из них не была так удачна, как спектакль Прокопьевского театра. Было сказано даже так: «Ваш спектакль примирил меня с этой пьесой, заставил увидеть в ней новые смыслы». Странно только, что подобные восторженные оценки не сказались на решении оргкомитета: приз губернатора в 50 тысяч рублей достался спектаклю Кемеровского молодежного театра. Режиссер Ирина Латынникова представила на фестиваль одну из последних премьер – спектакль «Славянский акцент, или Long distance». Критиков покорила не только работа актеров в этом спектакле, но и их остроумный капустник, а также их участие в спектакле «Портрет» филармонического театра «Слово», который также был представлен на фестивале.

Несмотря на неконкурсный характер фестиваля, призы получили и другие театры. Новокузнецкий театр драмы удостоился награды за «яркость подачи» в спектакле «Дон Жуан», Кемеровская драма – за «современное прочтение классики», Прокопьевский драматический – за «смелость эксперимента», Музыкальный театра Кузбасса – за «интерпретацию романтической легенды в спектакле «Алые паруса». Театр кукол «Сказ» был отмечен «за оригинальность воздействия на взрослую аудиторию», а Кемеровские куклы – за «освоение русского фольклора» («Василиса Прекрасная»). Особого приза – творческой командировки – удостоился артист Новокузнецкой драмы Евгений Лапшин, сыгравший в фестивальном спектакле заглавную роль.