Выставку «И снова весна…», на днях открывшуюся в «Нефте», хочется переименовать в «И снова Ворошилины». Супруги Александр и Ирина, балующие воронежцев частыми отличными выставками, подарили еще один высокохудожественный подарок, объединив в новой экспозиции работы в разных техниках.
Живопись, батик, художественное стекло, произведения «на стыке жанров» (в смешанной, то есть, технике)… Чтобы ни делали Ворошилины – это неизменный знак качества. Слагаемые которого, помимо профессионализма – щепетильное (по моему ощущению – до фанатизма) отношение к делу и стремление совершенствоваться. До бесконечности. Не пугаясь доселе не торенных путей.
Солидарность с Бродским
Творчество обоих авторов (уже освоивших, по-моему, все, что можно) вызывает глубочайшее уважение: таких трудяг – поискать. И умниц – тоже; работы Ирины и Александра – художников, разных по стилю – выдают (опосредованно) общекультурный их уровень. Эрудицию, начитанность, умение мыслить и фантазировать. Хороший вкус, наконец.
Ворошилины очень похожи по мироощущению. По желанию делать действительность красивой и позитивной, помогающей «строить и жить». К примеру, пишет Александр «венецианскую» реальность, – оснащает ее тем колористическим флером, который отсылает к ярким, карнавальным батикам Ирины. И наоборот: смотришь на камерные работы художницы в смешанной технике – слышишь явную их перекличку с горячими эмалями супруга (которые, правда, на выставке не представлены). А та же «Венеция» – цикл живописных посвящений одноименному городу – иллюстрирует наблюдение насчет начитанности и эрудиции. Предлагая (на страницах выставочного каталога) в качестве эпиграфа к серии фрагмент интервью с Иосифом Бродским.
«Если существует перевоплощение, я хотел бы свою следующую жизнь прожить в Венеции – быть там кошкой, чем угодно, даже крысой, но обязательно в Венеции… Венеция вся – произведение искусства, там особенно отчетливо понимаешь, что созданное руками человека может быть прекраснее самого человека…» Судя по картинам Александра, он восторг великого поэта разделяет целиком и полностью.
Трогательная статика
«Когда и как они отдыхают?», – не раз поражалась я, наблюдая и анализируя очередной творческий прорыв Ворошилиных. В первую очередь – в плане освоения новой техники: с того же батика переключиться на стекло – это ж сколько «перестановок» надо сделать в голове, сколько сложнейших практических навыков приобрести! И как верить своему воображению! Не бояться, опять-таки, экспериментировать, тратить силы и время на то, что незнамо в какую радость выльется…
– С отдыхом в последнее время и правда не очень получается, – согласно улыбается Ирина. – Даже на природу выезжаем – начинаем осматриваться вокруг с прицелом на работу. На автомате, невольно…
Вот и я о том же: когда творчество – самоотдача, а не шумиха, не успех, оно с творцом – всегда и повсюду. Что же касается резюме по новой выставке – отмечать ее удачи трудно. Потому что неудач нет. При всем том последние по времени создания работы Ирины – отдельная статья: живописные композиции на холсте с использованием дерева, ДВП, всяких мелких штучек типа монеток и циферблатов часов – очень душевные вещицы. Трогательные даже: вроде бы статичные (как, в принципе, любые декоративные построения), но – с какой-то своей динамикой эмоциональной, пластикой обнаженной. То же самое можно сказать о стекле – в авторстве обоих художников.
Не сомневаюсь, что новая встреча с Ворошилиными принесет новые открытия. Приучили…