Новости культуры российских регионов
27 февраля 2013
Поволжье

В музее Алабина выставлены скульптуры Степана Эрьзи в ЗD

В Самарском музее имени Алабина открылась передвижная выставка - мультимедийный проект «Степан Эрьзя – скульптор мира» Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени Степана Эрьзи.

Конкурсный проект «Муза скрытная и молчаливая», представляющий скульптуры Степана Эрьзи в 3D-проекции, стал победителем на международном фестивале «Интермузей 2011» в номинации «Новый взгляд на старую экспозицию». Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени Степана Эрьзи в Саранске посвятил его 135-летию со дня рождения скульптора и 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.

В фильме представлена самая богатая в мире коллекция из 202 работ скульптора. При помощи новейших технологий – видеосъемки в формате 3D и анаглифных очков – посетители смогут увидеть шедевры великого мастера, многие из которых находятся в запасниках и недоступны широкому зрителю.

Степан Дмитриевич (Нефедов) родился в крестьянской семье в селе Баево Симбирской губернии. Жил в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новороссийске, Батуми. Но своим его по праву считают не только в России, но и в Аргентине, где скульптор прожил 23 года.

Будучи еще совсем молодым художником, Эрьзя в начале ХХ века уже получил мировое признание. С 1906 по 1914 годы он живет в Италии и Франции, участвует в международных выставках в Милане, Венеции и Париже.

После революции 1917 года, которую художник принял всей душой, начался новый период в его жизни и творчестве. Скульптор создал монументы «Освобожденному труду», «Уральским коммунарам», «Карлу Марксу» в Екатеринбурге, памятник Владимиру Ленину в Батуми, он выполнил скульптурное оформление Дома Союза горняков в Баку. 

Но со временем отношения с советской властью осложнились. С одной стороны, это было вызвано тем, что лидирующую роль в советской культуре заняли представители левых течений, а к их представлениям об искусстве Степан Эрзя относился негативно. Кроме того, скульптор вдохновенно продолжал создавать произведения на библейские темы.

В 1926 году Степан Эрьзя уезжает в Европу с персональными выставками, где его ожидает оглушительный успех. Европейская публика с одинаковым восторгом принимает и выполненных в полный рост революционеров и рабочих, и обнаженные женские натуры - скульптуры «Ева», «Леда и Лебедь», «Во сне».

В 1927 году скульптора приглашают в Латинскую Америку. Он едет туда, чтобы устроить выставку, но в итоге остается в Аргентине на целых 23 года. Но именно там он находит свой материал - дерево, сложно поддающееся обработке: кебрачо, альгарабо, урундай, из которого в дальнейшем создает бесчисленные женские портреты «Ассирийка», «Елена», «Спящая мать», «Испанка».

В 1950 году Степан Эрьзя получил разрешение вернуться в СССР. Он привез с собой около 180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора, привез огромное количество древесных заготовок. Всего багаж Степана Эрьзи весил около 175 тонн. Художнику была выделена квартира в Москве и мастерская, в которой он устроил выставочный зал.

Степан Эрьзя скончался в 1959 году. Согласно его завещанию, он был похоронен в Саранске. Большая часть скульптур Степана Эрьзи ныне хранится в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств, который носит его имя.