Новости культуры российских регионов
19 февраля 2013
Юг

Бедный «заяц»!

Режиссер Игорь Черкашин поставил спектакль «За двумя зайцами» по известной комедии Михаила Старицкого в Новошахтинском драматическом театре.

Главным действующим лицом постановки оказалась одна из жертв пройдохи-цирюльника Голохвастова – несчастная дочка лавочника Серко. Премьеру спектакля посетили генеральный консул Украины в Ростове-на-Дону Виталий Москаленко и консул Украины в Ростове-на-Дону Александр Арсенюк.

Зритель в Новошахтинске благодарный и свой театр любит. Право, есть за что: труппа, существующая 16 лет (дата ее рождения – в мае), стремительно осваивает профессиональные высоты. И происходит это не в последнюю очередь благодаря Игорю Черкашину - режиссеру, с актерами работать не просто любящему, но и прекрасно умеющему это делать.

Игорь Анатольевич решил пьесу как трагикомедию. Великолепный текст Старицкого звучит не просто прекрасно – знаменитый «суржик» освоен актерами театра потрясающе, что отметили и консулы, и зрители, имеющие украинские корни, благо граница с дружественной республикой проходит совсем близко с Новошахтинском.

Итак, в центре спектакля Проня Прокоповна – тот самый первый «заяц», за приданым которого и охотится промотавшийся цирюльник. Эту воистину «звездную» роль блистательно исполняет Олеся Агрызкова. Как вульгарна поначалу ее Проня со своей претензией на образованность! Неуклюжую походку делают еще более неуклюжей высокие каблуки. Завитые «мелким бесом» волосы собраны в пучок и спрятаны под большую шляпу. Попытка затянуться сигареткой (ну как же не изобразить из себя эмансипэ!) заставляет ее нелепо согнуться от кашля и выпучить глаза. Словом, зрелище она представляет собой – особенно во время скандала со своей теткой Лымарихой (Оксана Второва) – нелепое и невеселое.

Но что с ней делает любовь?! Во втором действии движения Прони плавны, она хорошеет на глазах. А когда читает эта девушка лирические строки о своей любви, становится жалко ее до слез. И когда хватает Голохвастова полиция, чтобы вести должника в участок, она не злится, она его … жалеет. Вот такой не совсем ожидаемый финал.

Голохвастов в исполнении Юрия Сопова поблескивает глазами, шаркает ножкой, сыплет не совсем понятными обывателям словами и действительно выглядит душкой. Уникальность ситуации с исполнителем этой роли еще в том, что он является и художником спектакля. Сценография вроде проста: над сценой завис свадебный венок, разделенная надвое фата объемлет сцену, и в ней порой запутываются герои. Более чем интересны костюмы. Верхняя одежда персонажей сделана из прозрачной ткани, через которую просвечивает нижнее белье. Как говорится, метафора во плоти - истинное в человеке вовсе не на поверхности.

Остальные персонажи также хороши в той степени, в какой прописал их автор. А в целом спектакль отмечен прекрасным актерским ансамблем: каждый исполнитель чувствует, что называется, локоть другого. Фраза одного актера подхватывается другим, все они слышат друг друга и даже двигаются синхронно.

Великолепна сцена именин Лымарихи, где Голохвастов успевает обаять всех женщин, дегустирующих настойку именинницы и ее же соленые огурцы. И делается это с таким вкусом, что кажется – в зале распространяется запах рассола. Впрочем, это действительно спектакль – с запахами. Курильница, которой размахивает служанка Химка (Наталья Мерц), устраняя запахи Лымарихи в доме лавочника Серко, работает на полную мощь, и зрители хорошо чувствуют восточные ароматы – даже те из них, которые сидят за последних рядах.

Академические театры Ростова часто обижаются, когда в прессе хвалят (за дело!) постановки новошахтинцев. Но что поделаешь, если в этом небольшом шахтерском городе живет и процветает настоящий театр!