Новости культуры российских регионов
18 февраля 2013
Поволжье

Современные художники представили выставку-диалог

В Арт-холле Татьяны Саркисян открылась выставка Анатолия Гайдука и Елены Дендиберя «Диада: когнитивные этюды».

Сквозной темой «этюдов» стала двойственность концептуального и эмоционального, мужского и женского.

Неконцептуальная концептуальность

Анатолий Гайдук и Елена Дендиберя — художники, получившие известность благодаря ныне не существующей галерее актуального искусства «XI комнат». Анатолий Гайдук, которого за его фантастическую производительность в «узких кругах» полушутя называют «титаном Возрождения», — один из самых активных художников и кураторов галереи, на руинах которой благодаря ему возникла студия Mono. Упоминание Возрождения, впрочем, имеет смысл еще в одном контексте — повышенного внимания художника к пластической стороне своих работ. Кроме того, Анатолий Гайдук, наверное, единственный из художников, мифотворец местного «контемпорари арт». Выставки вымышленных художников, кочующие из работы в работу символы и, наконец, некий виртуальный мир, над созданием которого уже не первый год работает студия Mono — подобными вещами в Самаре мало кто занимается, да и в российском актуальном искусстве они не слишком котируются. Сам художник любит при случае утрировать эту свою «нетрендовость», противопоставляя свою любовь к рисованию творчеству, ориентированному, в первую очередь, на порождение концептов. Присутствует этот мотив и на выставке в арт-холле Татьяны Саркисян.

Архитектор по образованию, выпускница знаменитой «Стрелки» Елена Дендиберя порождает новые произведения не в таком количестве, но последние ее «выходы на публику» были очень успешны. Работы, представленные на «Диаде», ранее экспонировались на персональной выставке Елены в штутгартской галерее Stuttgarter Kunstverein e.V. С проектом «Диада» художница стала стипендиатом программы культурного обмена.

Языком жестов

«Диада - термин пифагорейско-платонической философии для обозначения принципа неопределенности, неоформленности, множества и материальной текучести в противоположность монаде («единице») как принципу единства, стабильности и формы. В философии Пифагора диада - разделенное земное существо, женское и мужское, темное и светлое, земное и Божественное», - поясняют художники название выставки. Принцип двойственности ярко проявляется уже в цветовом решении выставки: в работах использованы только черный и белый цвета. Но главное, конечно, не столько в формальном решении работ, сколько в двойственности эмоционального и аналитического начал, которая пронизывает выставку, синтезирующую подходы аналитического современного искусства и более традиционной (и более эмоциональной) графики. Наконец, по словам художников, на создание выставки их подвигла потребность осмыслить средствами искусства отношения друг с другом.

Несколько бязевых холстов Елены Дендиберя напоминают сильно увеличенные некачественные черно-белые фотографии. Более-менее отчетливо мы видим то губы, то ключицы, принадлежащие по всей видимости, самой художнице. Так и есть: по словам Елены, она фотографировала себя со скоростью несколько кадров в секунду, сильно увеличивала фотографии, а потом воспроизводила серию на плохо прогрунтованных холстах. В итоге на изображениях появлялись «шумы» - пятна, просветы... «Вербальный язык намного больше контролируется, чем невербальный. Мне кажется, эти микрожесты, микродвижения несут второй, скрытый слой информации, которой намного более важен и искренен, чем то, что ты можешь сказать», - поясняла свою мысль художница. В галерее демонстрируется снятый Яном Саркисяном фильм о Елене Дендиберя и Анатолии Гайдуке, в нем мы находим еще один поворот этой же мысли: цвет — это иллюзия, а вот свет...

Свет в работах Елены действительно ощутим, как и не лобовой, пропущенный через несколько концептуальных фильтров эротизм. Эта завуалированная искренность, видимо, впечатляет зрителей — желающие купить некоторые работы нашлись еще до открытия выставки.

По словам художницы, был запланирован еще один концептуальный жест — показать задние стороны работ, на которых «фотографии» окончательно превращаются в абстрактные картины.

Мифы, лики

Анатолий Гайдук выставил в Арт-холле ставшие его фирменным знаком работы на фанере. Тема двойственности в них обыграна уже на тематическом уровне. Работы группируются в пары: две вариации на темы иконописи, два схематических изображения человека без кожи... Но при внимательном рассмотрении система «рифмовки» работ оказывается куда более сложной. Лик Иисуса отчетливо перекликается и с изображением закрытого луной солнца, и с лицом девушки с закрытыми глазами... Так что «принцип текучести», о котором говорят художники в сопровождающем выставку тексте, действительно воплощен очень зримо. По словам самого Анатолия Гайдука, изначально выставка была задумана как очень личное высказывание, в первую очередь касающееся отношений самих художников. Однако постепенно самые кричащие работы отфильтровались, и в итоге мы видим подборку, выдержанную в очень характерном для Анатолия стиле: все картины кажутся осколками некоего особого мира или мифа, но сложить пазл в четкую картину не получается. «Я не стремился добиться того, чтобы все мотивы «двоились», - рассказывал художник. - Просто многие символы, например, закрытые глаза, не отпускают меня очень долго, я рисую их годами по многу раз...»

Этот символический мир, кажется, проявляет не весь свой потенциал в сериях картин и требует для своего развития какой-то более повествовательной формы. Впрочем, на предыдущей выставке художника речь шла как раз о некоем виртуальном мире, который под руководством Гайдука создает студия Mono. (Видимо, конкретным воплощением этого проекта станет сетевая игра). Возможно, в нем склонность художника к мифотворчеству наконец, проявится в полной мере.

В целом выставка оставляет впечатление гармоничного целого. Эмоциональность диалога двух людей была затушевана аналитическими ходами, ушла в подтекст, но именно в силу размытости, скрытости, действует на зрителя очень сильно. Таким образом, компромисс между «продаваемым», «галерейным» форматом и экспериментальным искусством возникает очень естественно.

 

Анатолий Гайдук, художник:

- В этой выставке многое идет от личных отношений, ощущения их запутанности, переживания раздвоения и растроения личности. Видимо, это просто такой период жизни, и мы c Леной переживали его примерно одинаково. Так возникло название. Мы много раз пытались делать совместные проекты, но оказывалось, что у нас слишком разные размерности. На этот раз мы специально ничего не подстраивали друг под друга, но работы показались нам очень близкими по атмосфере, возникло ощущение диалога. Моя часть экспозиции делалась довольно быстро. Сначала она была более кричащая, «хирургическая», но постепенно успокоилась и подстроилась под тон Лениных работ. Острота личных переживаний ушла, а идея, тема остались.

 

Илья Саморуков, культуртрегер:

- Анатолий Гайдук и Елена Дендиберя большую часть творческого пути прошли с галереей экспериментального искусства «11 комнат». В фешенебельном «Арт-холле» их работы приобретают другой смысл — смысл, скажем так, товарный. Специфический мир этих художников вполне укладывается в некую общую сегодняшнюю визуальную логику. Фрагментированное тело, скрытая сексуальность, обломки религиозного мифа... Претензии на что-то серьезное в рамках светского ивента сразу нивелируются и приобретают очаровательный блеск поверхностности. Я бы даже сказал, глубинной поверхностности. И в этом смысле это чистой воды реализм, который идет за ритмами действительности и ни на что большее не претендует.