Издательство «Центр духовного возрождения Черноземного края», плодотворно работающее на трудной ниве просветительства, порадовало очередным шикарным фолиантом. Книга «Памятники провинциальной старины. (История, экспозиции, фонды музеев Воронежской области)» – богато иллюстрированное издание в современном полиграфическом исполнении, содержащее подробное описание воронежских музеев, имеющих статус областных учреждений культуры.
Праздником для всех, кто любит родной край и его историю, назвала презентацию новинки ведущая мероприятия, сотрудник Центра Надежда Красикова. И ничуть не преувеличила: отпраздновать День рождения книги собрались не только создатели и авторы «Памятников», но и те «продвинутые» читатели, которые составляют культурную элиту Воронежа: историки, сотрудники библиотек и музеев, краеведы, педагоги. Концертную составляющую торжества обеспечил фольклорный ансамбль ВГУ «Терем» под руководством Галины Христовой.
Конкурсные амбиции
Мы часто сетуем на то, что Воронежу не хватает сувенирной продукции, достойной высокого статуса столицы Черноземья и негласного «звания» культурного центра региона. Речь, конечно, не о примитивных магнитиках на холодильник, хотя ничего криминального в распространении оных по киоскам и магазинам нет. Хотелось бы, тем не менее, чтобы о городе рассказывали иные произведения. Во всех смыслах – более презентабельные: глубоко содержательные и эффектные одновременно. Думается, «Памятники провинциальной старины» должны занять и непременно займут в этом ряду одну из лидирующих позиций.
– Замысел появления такой книги возник очень давно, – рассказала предысторию события директор издательства, художественный редактор «музейного» сборника Людмила Попова. – Но одно дело – придумать проект, и совсем другое – воплотить его в жизнь. В первую очередь – с точки зрения финансирования издания. И вот благодаря Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, которое в 2012 году включило эту книгу в целевую программу «Культура России», а также департаменту связи и массовых коммуникаций Воронежской области, оказавшего нам финансовую поддержку, «Памятники провинциальной старины» вышли в свет. Поддержал издание также департамент культуры и архивного дела Воронежской области. Хочу поблагодарить всех людей, усилия которых сделали книгу такой, какой она получилась. Я подала ее на конкурс, проводимый Федеральным агентством, – в номинации «малая родина». Надеюсь, жюри не обойдет эту книгу вниманием.
Итак, крупнейшие музеи Воронежа: областной краеведческий, областной литературный имени И.С. Никитина, областной художественный имени И.Н. Крамского. Плюс учреждения, базирующиеся за пределами города: острогожский историко-художественный музей имени И.Н. Крамского, государственный археологический музей-заповедник «Костенки» и природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». Книга достаточно полно описывает историю перечисленных хранилищ раритетов, основные экспозиции, филиалы-отделы, фонды музейных собраний, экскурсионную деятельность.
Понятно, что для приведения столь обширной информации к «общему знаменателю» (выверенное единообразие и четкое структурирование – признаки качества любого сборника), необходимо было привлечь к делу редактора не просто грамотного, но – тонкого, деликатного. Который не ломал бы авторского стиля, не позволял бы себе прочих вольных вмешательств в тексты-оригиналы. Что и осуществилось: редактировала книгу один из самых, на мой взгляд, квалифицированных специалистов в этой области Раиса Андреева.
С эпиграфом философа
– Книга – отчасти живое существо, – поделилась Раиса Васильевна с аудиторией. – И всегда ее рождение сопровождается ощущениями если не материнскими, то – близкими к тому. Во всяком случае, большую творческую радость испытываешь, когда это происходит. А что касается конкретно книги о музеях – рассказ о ее создании хочется начать с двух цитат русского философа Николая Николаевича Федорова, который одно время имел непосредственное отношение к воронежскому книжному делу. На мой взгляд, эти высказывания вполне могут прозвучать эпиграфами к нашему сегодняшнему событию. Так вот, по мысли Федорова, сам факт музея в истории свидетельствует «о неистребимом желании человечества запечатлеть бывшее». И еще его утверждение: «Книга как выражение слова, мысли и знания занимает высшее место среди памятников прошедшего». От себя добавим – тем более, если книга эта – о музеях. Конечно, очень важно, как посмотрит редактор на то, что сделано авторами, не испортит ли авторские тексты. Тут как с врачом: основной принцип – не навреди. Но самое главное – это желания, способности и умения авторов рассказать о том, что они знают и считают необходимым донести до читателя. Рассказать так, чтобы задело за живое. Дошло до души каждого человека. Поэтому я считаю очень правильным решение привлечь в качестве авторов сотрудников музеев – они, будучи компетентными специалистами, с работой хорошо справились.
Структура книги – традиционна: разделы, посвященные каждому из музеев, расположены в хронологическом порядке, соответствующем времени создания музеев. Расчет на то, что мощные информативные блоки в связке друг с другом максимально эффективно сработают на читательский интерес, оправдался: объединение под одной обложкой «музейных» сведений позволяет по-новому оценить богатейшее историко-культурное наследие воронежского края, создававшееся веками, в целом. И дает прямые доказательства того, что музеи столицы Черноземья обладают воистину уникальными археологическими коллекциями, собраниями исторического оружия, традиционного народного костюма, египетских древностей, античной вазописи, живописи, графики.
Повышенный спрос
старины», она, я считаю, – явление общероссийского масштаба, – заметила Раиса Васильевна. – Очень многое из того, о чем рассказывается в сборнике, имеет значение не только для Воронежа. И не только для нашего региона – для всей страны. А если говорить о «Костенках» – это вообще музей-заповедник мирового значения. Так что мы, может, несколько поскромничали, употребив в названии книги эпитет «провинциальная».
Говоря об авторах, редактор особо выделила директора воронежского художественного музея Владимира Добромирова. Его достаточно объемный (в сравнении с сочинениями соавторов) текст, посвященный руководимому учреждению, оказался настолько талантливым, что не поднялась редакторская рука порезать материал. Оттого художественный музей «занял» большую печатную площадь, чем его «коллеги». Коллектив создателей книги легко пошел на такой шаг еще и потому, что в его пользу говорил наработанный издательский опыт. Смелый, надо сказать: Центр духовного возрождения прежде уже объединял в издании «Ратные поля России» три таких известных (культовых даже) музея как «Куликово поле», «Бородино» и «Прохоровка».
– Сегодня очень много говорится о том, что наш народ перестал читать, – взял слово начальник городского управления культуры Иван Чухнов. – С этим можно согласиться и, без сомнения, на эту тему надо тревожиться очень сильно. И все-таки утверждения такого рода справедливы лишь отчасти. Просто люди сейчас стали более разборчивы. Читают не все подряд, а только хорошие, достойные книги – это первое. Второе – мы часто наблюдаем, что в том же городском транспорте пассажиры читают книги, только уже не традиционные, а – электронные. Поэтому наряду с тревогой есть и большая надежда на то, что книга будет жить всегда – в том или ином виде. А книги, связанные со стариной, историей, краеведением, пользуются, по моим наблюдениям, особым спросом – повышенным. Читаются, без сомнения, людьми всех возрастов. И будут, я уверен, читаться много-много лет. Особенно – такого замечательного качества, которым отличаются «Памятники провинциальной старины».
Как говорится – без комментариев. И, естественно, возражений.