Новости культуры российских регионов
25 января 2013
Центр

Сюр по Черному

Театр драмы им. А. Кольцова предлагает «Легкий способ бросить курить».

Можно спорить до хрипоты, допустима ли на театральной сцене ненормативная лексика. Уличать так называемую бытовую драму в мелкотемье и жалких потугах на философичность и многозначительность. Оглядываться на Островского и Гоголя, заручаясь виртуальной поддержкой великих  в стремлении  закидать современную пьесу гнилыми помидорами (тухлыми яйцами тоже можно): да-а-а, дескать, были на Руси авторы, но все перевелись…

Сдается, однако, что краеугольным камнем  критической надстройки над базисом-оригиналом (не обязательно драматургического плана)  эти рассуждения никогда не станут. Если что-то и ясно на смутный счет «хорошо-плохо», то – одно уж точно: искусство вытерпит все. Почти. При условии, что оно – искусство. Сумеет его создатель художественно обосновать вольность, идущую вразрез с общепринятыми выкладками  – флаг ему  в руки.

Без предубеждений

На такую преамбулу сподвиг просмотр премьерного спектакля  в театре драмы им. А. Кольцова «Легкий способ бросить курить». Поставил его на Малой сцене молодой, но далеко не зеленый режиссер Вадим Кривошеев. Актерского опыта у Вадима, конечно, куда больше, чем режиссерского, но несколько спектаклей в ТЮЗе – заметных, о которых в свое время было, что сказать – в его безусловном активе.

Есть, что сказать и о новинке – это, на мой взгляд, главное. В воронежской драме появился спектакль, понуждающий  размышлять и спорить – здорово же, разве нет?.. 

Так получилось, что  пьесу  Михаила Дурненкова «Самый легкий способ бросить курить», по которой осуществил постановку Кривошеев, я прочла после того, как посмотрела спектакль.  И сильно разочаровалась  – именно в пьесе. Не то, чтобы ждала от нее открытий чудных – отнюдь (хотя  мизерную надежду спектакль давал). Но и предубеждения  не было. Слышала, конечно, что довольно свежее (2010-го года рождения)  дурненковское творение  воспринято  неоднозначно и коллегами, и критиками, и зрителями. Но как руководство к действию негативные мнения не принимала: да, и я не люблю матюков, беспрепятственно летящих  со сцены в зал, и меня воротит от разного рода чернухи, но… Смотри начало: талантливым быть произведению эти вещи не запретят, кто и как к ним не относился бы.

Ловко, умно, качественно

Наш случай, тем не менее, иной: сыгранное на сцене  ощутимо «приподнимает» драматургический материал. Потому что пьеса  единственно непотребными словами и окрашена. Да, на уровне замысла она вроде как прочитывается и форму «держит», но подача… Убожество! Впечатление, что г-н Дурненков насовал в свое произведение первые попавшие коллизии и слова, с эрудицией базарной торговки передающие рациональный смысл происходящего, не заморачиваясь насчет того, что есть литература. Тем ценнее труд создателей спектакля, режиссера в первую очередь: он сумел практически из ничего вылепить характеры, облагородил столовский винегрет ресторанными ароматами. И, кстати, мат убрал – оставил лишь так называемые «низкие» выражения, что оправданно. И тематикой, и идеей. И, к сожалению, эпохой.

Мне кажется, в целом спектакль хорош – по меньшей мере. Постановщик определился с концепцией, вполне себе ловко совместил несколько пластов. Реальность и сюр, вневременные ценности и сиюминутные слабости, конфликт поколений, национальностей и прочие «важности» человеческого, скажем так, толка. Изобретательно закольцевал начало и финал. Избежал спекулятивных эффектов, говоря о смерти (а смертей у Дурненкова – что грязи). Умно расставил акценты и тщательно поработал с актерскими индивидуальностями – там, где они в наличии.

Пришел момент напомнить:  «Легкий способ бросить курить» – модная книга американца Аллена Карра, помогающая читателю избавиться от никотиновой зависимости.  Именно этим желанием одержим главный герой пьесы  и, соответственно, спектакля.

На контрасте

Константина с пугающей фамилией Черный, центрального персонажа, играет Антон Тимофеев. На одной невыразительной, как бы заклинившей ноте. Это, на мой взгляд, самый жирный минус спектакля. Главный герой, вокруг которого разворачиваются, причем довольно динамично, драматические и даже трагические события – никакой; разве так бывает? Впечатление, что актеру очень не интересно играть свою роль. Можно ли в таком случае ждать от зрителя сочувствия, соучастия? Понятно, что внешне Константину и «положено» казаться индифферентным, подчеркнуто спокойным. Но внутренние-то силы, подкожные токи, разрывающие этого человека и тех, кто с ним рядом, ощущаться должны непременно. Знаем мы подобных «константинов» по Вампилову и  Володину – что, разве не пробивают насквозь зрительские сердца «тихие» герои этих авторов?

Особенно показательна несостоятельность образа Константина в партнерстве  с Валерием Ильичом. Заслуженный артист Воронежской области Вячеслав Бухтояров – актер опытный, прекрасно понимающий, что и как надо вкладывать в роль. На таком контрасте, увы, Тимофеев смотрится совсем уж бледно.

А вот молодые актрисы порадовали: Анна Кикас (Екатерина) и Екатерина Марсальская (Татьяна) впервые, может, показали свои профессиональные возможности. Роли – не самые простые, легко выводящие на искушение излишней нарочитости, но нет: все вполне деликатно, как говорится – по делу.

Добрых слов заслуживают Магдалена Магдалинина (Соня), Денис Кулиничев (Дмитрий), Сергей Буков (Саша, Коля). О последнем – вообще речь особая; актеру предложена ярчайшая краска – и он, умница, ею умело пользуется. А ведь тут чуть «пережать» – раздражению зрителя конца не будет.

Отмечу и добротную, исчерпывающую работу художника Михаила Викторова. Просто и точно – вот алгоритм оформления спектакля, существенно поспособствовавшего успеху постановки. Успеху? Именно так; несмотря на нюансы, и местами не мелкие, «Легкий способ бросить курить» – предложение, которому, сдается, не грозит отсутствие зрительского интереса.