Новости культуры российских регионов
15 января 2013
Сибирь

Василиса по-китайски

В Кемеровском областном театра кукол им. Гайдара состоялась премьера спектакля «Василиса Прекрасная».

Вы можете предположить, что это очередная постановка очередной новогодней сказки, рассчитанной на детские каникулы. И ошибетесь. На самом деле все так, да не совсем.

Режиссер Дмитрий Вихрецкий и его постановочная команда (автор идеи и технологии Александр Хромов, художник-постановщик Елена Наполова, музыка этно-группы «Веданъ Колодъ») придумали и осуществили на сцене уникальный, прямо-таки музейный проект. Я вообще считаю, что на этот спектакль надо водить детей как на экзотическое действо. Ведь в основе постановки – реконструкция древнего китайского теневого театра. Того самого, что стал в конце концов прообразом нашего всего: анимации, слайд-шоу, игрового кино… Дух захватывает от осознания: эту технику – ту самую, что используют сейчас на сцене четыре актера (Ольга Яцук, Игорь Сорвилов, Назиля Синюкова и Александр Хромов-младший) применяли две тысячи лет назад хитроумные затейники Поднебесной. И цветные изящные куклы также оживали на полупрозрачном экране, подсвеченном изнутри.

Это предисловие – важно. Потому что неподготовленному зрителю экран – тарелочка с золотой каемочкой, по которой катается наливное яблочко – кажется вполне обыкновенным атрибутом современной жизни. У всех нас в доме полно подобных сияющих экранов и экранчиков: и телевизор, и компьютер, и сотик, и iPod… И плоские фигуры действующих лиц сказки, хотя и тонко прорисованные, сопровождаемые всяческими «спецэффектами», сильно напоминают привычных всем сегодняшним детям персонажей из стильных мультиков. Но гораздо любопытнее проникнуть за кулисы и увидеть воочию, как это все работает. Как, уместившись вчетвером на крохотном пятачке, артисты водят кукол, используя для этого специальные трости. Как высвечивает специальная аппаратура подробности узоров и движений. Как создаются эффекты перенесения действия во времени и пространстве… Не случайно Дмитрий Вихрецкий говорит, что КАЖДЫЙ спектакль «Василисы Прекрасной» они в театре будут начинать с экскурсии за кулисы. Чтобы маленький зритель проникся уважением к древней традиции

Спектакль, впрочем, и впрямь завораживает. Художник Елена Наполова постаралась «расписать» возникающие на экране «блюдечка» картины узорами в стиле русского народного орнамента. Узнаются тут и вологодское кружево, и старинная «говорящая» вышивка с зашифрованном в орнаменте посланием… Вообще в спектакле использовано свыше полусотни кукол. Некоторые из них (Кощей Бессмертный, например, или его охранники-вороны по-настоящему жутковаты). Очень любопытно и то, что в основу сюжета положена не одна, всем известная сказка про мудрую Василису, а сразу несколько. Тут вообще собран такой микс из «Царевны-Лягушки», «Василисы Прекрасной», «Ивана-царевича». И дополнен он значимыми персонажами славянской мифологии. Все эти вертящиеся во все стороны капризные избушки, щуки, утки, соколы, братья-царевичи и их суженые, таинственные загадки и задания, яйца, хранящие тайну жизни, и прочее, и прочее погружают нас в архетипический мир древних верований. Мир глубокий, таинственный, густонаселенный и обжитой. Во всяком случае, хорошо знакомый, кажется, каждому российскому ребенку, у которого есть вменяемые родители, рассказывающие ему сказки на ночь.

Красноярский драматург Александр Хромов вообще отличается своим умением создавать и обживать таинственные и опасные миры. Причем обживает он их так, что они кажутся каждому из нас смутно знакомыми (так было и с его пьесой «Тэдди», и с «Повелителем крыс», которые увидели свет на нашей сцене). Так произошло и с «Василисой Прекрасной». Сказка, временами медитативная и неспешная, рассчитана на возраст «7+». Но, думается, ее с удовольствием посмотрят и более взрослые зрители. Ибо это – действительно тонкое произведение искусства из серии «для тех, кто понимает». Такие произведения нечасто являются детской сцене.