Новости культуры российских регионов
31 декабря 2012
Поволжье

В Актерском доме показали «Дом без счастья»

В театре «Актерский дом» состоялась премьера спектакля «Дом без счастья» по пьесе Горького «Васса Железнова».

 

Написанная в начале прошлого века пьеса вдруг оказалась удивительно актуальной.

Игорь Катасонов - молодой режиссер, удачно дебютировавший в прошлом театральном сезоне. Обратившись к пьесе Горького, он сосредоточил внимание на атмосфере дома, в котором главной ценностью является нажитый капитал. Из уст Вассы постоянно звучат слова опасения о том, что созданное непосильным трудом вдруг разрушится, уйдет по частям в руки нерадивого брата и не менее бестолковых наследников. Спектакль «Дом без счастья» поставлен по мотивам пьесы. И если в первоисточнике действие начинается со смерти мужа, отравившегося, а скорее, отравленного Вассой, то здесь супруг, никого не опозоривший, действительно болен и существует виртуально, где-то за кулисами. И все домашние живут в ожидании дележа будущего наследства. Гнилость и зыбкость семьи, в которой каждый пытается подставить другого, добавляется отдельными сведениями о самом бизнесе. Семья занимается продажей торфа. И  кажется, что в финале всех Железновых поглотит гиблое болото.

Держит на своих плечах этот зыбкий, разрушающийся мир Васса - Елена Ивашечкина. Она предстает перед зрителем вполне современной бизнес-леди – с короткой строгой стрижкой, макияжем, в черном платье – вроде бы и домашнем, когда она набрасывает шаль, и вполне деловом в нужной ситуации. О достатке свидетельствуют лишь поблескивающие, вероятно брильянтовые, серьги. Васса то жестока, то притворно ласкова, а порой, пускаясь странную в игру, покладиста. Мир рушится в том числе и из-за нее.

Сценическое оформление спектакля минималистично: доски, из которых выстраиваются то стол, то лавка, то кровати. И чемоданы, «притворяющиеся» сундуком, письменным столом, собственно чемоданом, а то и подлокотниками кресла Вассы. Чемоданное это пространство словно сигнализирует: все временно - и бизнес, и деньги, и дом, в котором нет счастья.