Новости культуры российских регионов
19 декабря 2012
Сибирь

«Он наделен каким-то вечным детством…»

В Музыкальном театре Кузбасса состоялся творческий вечер заслуженного артиста России Константина Голубятникова, приуроченный к его 40-летию.

Вечно юный Костя Голубятников, любимец публики и режиссеров, то и дело попрекаемый критикой за лучезарность детской улыбки, какую бы трагическую роль он ни играл – вот, пожалуйста, стал уже совсем взрослым. Так и тянет вздохнуть: как быстро летит время! Но, глядя на последние работы Константина Голубятникова в театре, понимаешь: время – не вздыхать, время – радоваться. Ведущий солист нашего театра, его «главный тенор» находится сейчас в самой лучшей поре своей карьеры.

Он родился в Ленинске-Кузнецком, и семья его (мама – врач, папа – шахтер) вовсе не была расположена направлять сына на артистическую стезю. Факультет романо-германской филологии КемГУ – вот где получил образование будущий вокалист нашей оперетты. Правда, уже там он пел все время: на студенческих фестивалях, конкурсах, смотрах. У него даже прозвище было своеобразное: «народный артист КемГУ», чем юный Голубятников по праву гордился. Однажды его вокал на сцене ночного клуба, который арендовал площадку в Музыкальном театре, услышал директор Владимир Иосифович Юдельсон. Услышал – и пригласил попробовать свои силы на сцене.

Это удивительно, но Голубятников, не имеющий ни специального театрального, ни специального музыкального образования, так пришелся ко двору, что сегодня практически ни один спектакль не обходится без его участия.

Постоянная партнерша Голубятникова, ведущая солистка Музыкального театра Эллина Тельбух (Александрова) рассказывает:

«Костя – уникальное явление, он одарен со всех сторон. Ему подвластны все жанры: романсы, опера, камерная музыка, джаз, эстрада. Скажу, как человек, которого серьезно учили музыке: такая широкая палитра не каждому под силу. Помню, какой фурор он произвел в Германии, куда мы возили нашу «Пиковую даму» (это был международный проект, постановка Петера Вирша). Ведь из всей труппы поработать в Германии пригласили только его!

Я очень ценю Костю как партнера. Помню, как тяжело нам давалась постановка «Астрономия любви». Но когда на сцену выходишь после Кости – все, аура зала уже теплая, воздух словно наполнен вот энергетическими вибрациями, его уже не надо наполнять, поднимать, атмосфера не пустая. Наверное, именно поэтому с Костей всегда так комфортно работать в дуэтах. А еще очень важно, что Костя поразительно дисциплинирован и собран. Он способен так быстро выучить любую партию – просто диву даешься! То ли это – абсолютное музыкальное чутье, то ли – нечеловеческая работоспособность».

Шесть лет, что Музыкальный театр был на реконструкции, не прошли для труппы даром: кто-то уехал из города, кто-то ушел из профессии, кто-то просто постарел. Но для Константина Голубятникова этот трудный период катастрофой не стал. Едва театр распахнул двери после ремонта, мы увидели две новые работы Голубятникова, в которых он сумел блеснуть. Одна – эпизодическая. Роль товароведа в сцене «бордельеро» в спектакле «Своей душе не прекословь» (по мотивам «Калины красной») получилась такой ярко-выпуклой, сатирически-гротескной, что ее обсуждали в кулуарах едва ли не больше, чем все остальные, в том числе и главные партии. А вторая – Канио в опере Леонкавалло «Паяцы». Признаюсь: впервые здесь я не узнала Голубятникова, когда он появился на сцене. Моя приятельница, нечасто бывающая в театре, спросила: «А это что за старик?». Всегда розовощекий и улыбчивый Голубятников предстал и впрямь выжатым жизнью стариком – страдающим, непоправимо раненым своей последней любовью и неспособным обмануть время, повернуть его вспять.

Сам Константин над моими оценками смеется: «Паяцы» - восстановленный спектакль. Первая премьера его состоялась десять лет назад, мы все тогда были на десять лет моложе. Дирижер Евгений Вакс и режиссер Владимир Подгородинский, помню, так бились тогда, чтобы меня состарить! А сейчас и делать ничего не пришлось! Шучу, конечно. Грим я искал сам, наша Татьяна Георгиевна, гример, помогла мне придумать брови. Друзья смеялись: на Франкенштейна стал похож! Но мне и хотелось добиться ощущения ужаса, ужаса непоправимости. А вообще задача была – не сделать хуже, не нарушить первоначальный замысел режиссера, но освежить спектакль сегодняшними эмоциями. Здесь, конечно, надо сказать спасибо Любови Васильевне Дементьевой, которая восстанавливала спектакль. Кстати, если говорить о гриме: его в нынешней постановке у меня значительно меньше. Выгляжу убедительней? Хорошо, значит нужные чувства изнутри просвечивают».

По словам Голубятникова, играть характерные, комические роли ему гораздо проще, чем героев-любовников: «валяй дурака в свое удовольствие – да и все!». Хотя  и признается:  пока молод, пока голос свеж и силен, хочется попеть сложные партии, для ролей характерных, «стариковских» у него еще целая  жизнь впереди. Кстати, впервые почувствовать на сцене свой комедийный талант Косте удалось… случайно. Ему поручили партию старика Пеликана в оперетте «Мистер Икс». Были какие-то обстоятельства, и Голубятников играть Пеликана отказался, роль отдали другому артисту. Но буквально накануне премьеры тот  попал в больницу. Руководству ничего не оставалось, как спешным порядком – буквально с одной генеральной репетиции! – вводить в спектакль Голубятникова. «Дирижер потом смеялся: ты таким идиотом на сцене выглядел! А я просто был перепуган: куда идти, что делать? Но мой персонаж по роли – идиот, так что все очень органично получилось! С тех пор дядюшка Пеликан – одна из самых любимых моих ролей».

Режиссера Любовь Дементьева говорит: «На самом деле, несмотря на убедительные вокальные данные, я довольно долго с опаской на него посматривала. Мне казалось, что у Кости нет актерской природы, или она дремлет, и судьба, которая привела его в театр, распорядилась неверно. Ему лучше было бы петь на эстраде… Я ошибалась. Как сейчас понимаю, просто рядом с ним вовремя не нашлось опытного педагога: режиссеры были, а педагогов не было. Образование актерское тут не при чем: талант побеждает все! Я знаю прекрасных артистов, которые никакого актерского ремесла в училищах и вузах  не изучали. Лучшая теория – это практика. И в этом смысле, я думаю, у Голубятникова все главные успехи еще впереди. Он очень умен и тонок – это много. Правда, его ум иногда побуждает его прятаться за шутками, защищаться юмором, но природная изысканность, вкус ведут в нужном направлении. А еще у него очень ранимая душа. Я помню, как на репетиции однажды накричала на него (на репетиции всякое бывает!), он с дрожащими губами ответил мне: «Не кричите на меня!». Стало стыдно. Кстати, вот ту атмосферу, которую им удалось создать в «бордельеро», они сами сложили, сами, внутри своего ансамбля. И думаю, роль Кости тут была не последней. Он – хороший партнер, чуткий».

Концерт, который услышали поклонники Константина Голубятникова, называется «Песни любви». У названия двойной смысл. Не только потому, что тут и впрямь прозвучит вокальная любовная лирика, но еще и потому, что артист выбрал все самое любимое. «Как у каждого человека, у меня есть любимые песни, - рассказывает Константин. – Всего в моем репертуаре примерно 300 произведений, но все я, конечно, показать не могу. Пришлось выбрать самое-самое. В концерте четыре части: американская музыка, неаполитанские песни, русские романсы и современная эстрадная классика. Я хотел такой концерт приурочить к присуждению мне почетного звания, это было три года назад. Но тогда здание театра было закрыто на ремонт, а спеть любимое хотелось на родной сцене. Говорят, обещанного три года ждут. Вот как раз три года и прошло!»