Новости культуры российских регионов
10 декабря 2012
Поволжье

Этот голос - из прекрасного далека

На излете ноября в Арсенале было что послушать: там проходил фестиваль современной академической музыки «Ведущий голос».

 В гостях у нижегородцев оказались: звезда западного композиторского искусства Беат Фуррер. актуальные российские композиторы Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Владимир Раннев – ведущие голоса поколения семидесятых годов прошлого века.

Программа была преимущественно вокальной, и ее объединил «ведущий голос актуальной музыки» – Наталья Пшеничникова.

В полном соответствии с выработанной в двадцатом веке практикой предварительных пояснений, состоялась и теоретическая часть. Современные композиторы отвечали на все вопросы подряд, вынимая оные кирпичики из эдакой пинкфлойдовской стены непонимания.

- Как готовить себя к восприятию вашей музыки?

Сергей Невский: Нужно быть готовым к восприятию самого себя в ситуации, которую я предлагаю своей музыкой. Я и сам порой не знаю, как воспринимать свою музыку… Однажды на концерте в Швеции играли мою раннюю пьесу, весьма бравурную. После концерта подошла пожилая пара, и они сказали так: «Благодарим вас за вашу музыку. Мы услышали в ней весь ужас ГУЛАГа». Пара была очень красивая, интеллигентная и явно вменяемая, и я подумал: «Стоп, видимо, я не знаю, о чем пишу. Что ж, пусть хотя бы слушатели знают, о чем я пишу и, скорее всего, пусть будут готовы к встрече с самими собой».

- Как вы можете охарактеризовать свою музыку?

С.Н.: Не знаю. Когда ко мне в России подходят, и говорят, что у меня красивая музыка – это натурально выносит мозг. Дело в том, что для прочего мира я – русский фрик, композитор-с-концертов-которого-выходят-с-болью-в-животе. То есть я не возражаю против положительных оценок, но характеристика «красиво» применительно к моей музыке вводит меня в ступор.

- Как современная музыка влияет на развитие человека?

Владимир Раннев: Она развивает человека – тем, что заставляет анализировать и думать. Конечно, это можно сказать о любой другой музыке, но именно современная музыка завоевывает новые территории и продвигает познание. Время меняется – меняется и язык, это нормально.

- Что вдохновляет вас на сочинение новых произведений?

С.Н.: Счета за электричество. Так ответил на аналогичный вопрос Стивен Кинг. Полностью с ним согласен. Я давно зарабатываю на жизнь композицией, и, судя по всему, делаю это хорошо. Взял недавно несколько заказов ради заработка – по-моему, получилось неплохо.

Хотя порой вдохновляет, например, исполнительский аппарат - театр, где оркестр сидит на уровне седьмого этажа, а ударные инструменты расположены на сцене. Или вот, например, хочу написать произведение для шести стекол…

- В чем идея вашей оперы «Носферату» и как она соотносится с модной сегодня темой вампиризма?

Дмитрий Курляндский: А что, вампиризм в моде? Я не знал…  Носферату – образ наших внутренних страхов, в первую очередь, страха смерти, сидящего внутри и диктующего нам те ли иные поступки. Носферату – метафорически – вампир, поглощающий нас изнутри. Это пресловутое самокопание, попытка погрузиться в себя с помощью погружения в звук. Я поставил перед собой сложнейшую композиторскую задачу: стереть грань между звуками извне и звуками своими собственными, чтобы слушатель мог ощутить себя как часть общего звука. «Носферату» - очень тихая опера, к которой надо прислушиваться, и которая, в случае успешного вслушивания, превращает человека в звук.