Новости культуры российских регионов
6 декабря 2012
Северо-Запад

С северным колоритом

Союзу композиторов Карелии исполнилось 75 лет.
Члены Союза композиторов Карелии

На вопросы о значении профессиональной организации и о том, каким видится ее будущее, ответили представители трёх поколений карельских композиторов.

Эдуард Патлаенко, композитор, член Союза композиторов Карелии с 1965 года:

– В то время, когда я вступал в союз, это значило очень многое. Существовал не только Союз композиторов, но и музыкальный фонд, который предоставлял материальную помощь. Для меня она прежде всего выражалась в возможности за небольшую цену поехать в Дома творчества: в Рузу под Москвой, в Репино под Питером или в любой другой – их было довольно много. Кроме того, при Домах творчества проходили семинары молодых композиторов, где можно было общаться со старшими руководителями, писать музыку. Поддержка Союза осуществлялось еще вот в каком плане. Композиторы, и молодые и опытные, представляли свои произведения внутри организации. Их могли покритиковать, но редко когда сочинение не принималось. Оно одобрялось и Министерству культуры рекомендовалось купить его у автора. Сегодня творческие союзы в провинции существуют номинально. Действенными они могут стать только в том случае, если у них появятся меценатская поддержка или разные спонсоры. Может быть, сейчас были бы более эффективны товарищества музыкантов вообще: и композиторов, и музыковедов, и исполнителей.

Вячеслав Кошелев, композитор, член Союза композиторов Карелии с 1978 года:

– Союз композиторов – это место профессионального общения с коллегами. В советское время, да и сейчас отчасти, это всё-таки возможность исполнения своих композиций. Кроме того, «член Союза» – это определённый статус среди музыкантов, это признание профессионализма. К членам Союза прислушиваются, музыканты откликаются на творческие проекты, особенно если говорить об оркестровых произведениях. Союз композиторов, филармония, министерство культуры помогают в осуществлении наших таких «затей». Мне пребывание в СК даёт выход на симфонический оркестр. Мы ведь счастливая республика: у нас есть симфонический оркестр с огромнейшим опытом исполнения новой музыки. Они делают это очень профессионально. Другая и, как мне кажется, основная цель Союза композиторов Карелии – это забота о молодежи. У нас её практически нет. Много пишет Настя Сало, но она уже выходит из категории молодых композиторов. С другой стороны, молодёжь должна быть активнее. В этом смысле, недавно появившееся отделение Всероссийского молодёжного объединения композиторов «Молот» – хорошее начинание. Надо их поддержать, помочь профессиональными советами в той степени, в какой они хотят их услышать.

Анастасия Сало, композитор, член Союза композиторов Карелии с 2008 года, член Союза композиторов Финляндии:

–  В Финляндии композиторы вступают в Союз с той же целью, что и у нас: хотят чувствовать себя членами большой творческой семьи. СК может информировать об освободившихся вакансиях, оказывает мощную информационную поддержку в плане грантов, конкурсов. В Финляндии раз в год проводится фестиваль современной музыки, члены Союза могут посещать эти концерты бесплатно. На пленумах обсуждается стратегия развития организации. Разговоры идут о защите авторских прав. К сожалению, у нас каждый композитор сам за себя.

В Карелии одной из главных целей Союза композиторов я бы поставила поддержку национальной культуры: нужно писать музыку на тексты карельских, финских, вепсских авторов, использовать карельские мотивы в тематике произведений. Вторая цель, на мой взгляд, должна состоять в том, чтобы с помощью музыки для детей воспитывать публику. С моей точки зрения, будущее Союза напрямую зависит от этого. Сравним с той же Европой, где дети ходят на концерты современной музыки –  не той, конечно, которая предназначена для взрослых, но современной детской, созданной с применением новых средств выразительности. Поэтому отторжения, которое происходит в нашем достаточно консервативном городе, не происходит. Поэтому на уровне Союза я бы поставила задачу воспитания публики, чтобы потом не жаловаться, что наши дети не идут в музыкальные учебные заведения, а молодёжь не ходит в филармонию. Третья цель: пропаганда карельского искусства во всём мире. Нужно рассказывать и показывать то, чем мы славимся, чем отличаемся от других. Я сейчас активно занимаюсь этим, и у меня неплохо получается. Оказалось, что произведения карельских композиторов интересны и за пределами нашей республики. В этой музыке есть наш северный колорит, некая суровость и в то же время своеобразный юмор. Европа открыта для новых сочинений.